Юлиана Жихорь
Пока не грянул кризис, в Казахстане и не знали, что товарами отечественных производителей можно “закрыть” значительную часть собственных потребностей. Может быть, причина в том, что значительная часть продукции под маркой “made in Kazakhstan” более чем наполовину состоит из “запчастей” импортного производства. Но как бы то ни было, казахстанский бизнес, производящий или собирающий продукцию местного бренда, в будущем году намерен продолжать его поддерживать. Как, впрочем, и в нынешнем - в приказном порядке
Любить отечественное, как показал глобальный экономический кризис, в Казахстане могут только принудительно. До недавнего времени многочисленные национальные компании всех мастей, промышленные предприятия и даже частные медицинские клиники хвастались друг перед другом и перед клиентами использованием новейших зарубежных разработок, технологий и оборудования. А уж использование на производстве иностранной рабочей силы считалось верхом престижа.
Однако грянувший кризис, вызвавший снижение и без того низкого интереса крупного бизнеса к отечественному продукту, вынудил власти пересмотреть политику добровольного выбора поставщика. Отныне стало политически выгодно любить отечественное. Тем более что указание на “любовь” прозвучало на самом высоком уровне.
Потому-то уже второй год национальные компании, входящие в Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”, щеголяют друг перед другом цифрами казахстанского содержания в своих товарах и услугах. Вот и на днях руководство Фонда устойчивого развития (ФУР) отчиталось перед премьером по планам государственных закупок на 2010 год, в котором значительное предпочтение, как обещают, будет отдано отечественным производителям.
Только в первом квартале текущего года на осуществление закупок крупнейшими национальными компаниями (КЕГОК, “КазМунайГаз”, “Казахстан Темир Жолы”, “Казпочта”, “Эйр Астана”, “Казахтелеком”, “Самрук-Энерго”, “Казатомпром”) предполагается затратить 537,8 миллиарда тенге, из которых 175 миллиардов планируются на отечественных товаропроизводителей и поставщиков.
Больше всего закупить казахстанского планируют в КТЖ. По сообщению главы нацкомпании Аскара Мамина, в железнодорожной компании “предполагается обеспечить долю казахстанской составляющей на уровне 80 процентов. Это гораздо выше, чем было в 2009 году и тем более в 2008-м”, - сообщил он.
“КазМунайГаз” намерен лишь 65 процентов от общего объема закупа (911 миллиардов тенге) отдать казахстанским поставщикам. Такой же объем выделит казахстанцам и АО “КЕГОК”. По словам его руководителя Алмасадама Саткалиева, в 2010 году национальный оператор запланировал общий объем закупок на сумму 126 миллиардов тенге, при этом казахстанское содержание без учета крупных проектов составит 65 процентов от этой суммы, а с учетом проектов модернизации, закупки оборудования высоковольтного оборудования, не производимого в республике, порядка 50 процентов. Зато, гордо отчитался Саткалиев, в объеме закупок в первом квартале казахстанское содержание составит 75 процентов.
К слову, КЕГОК еще в 2009 году закупил часть товаров и услуг на 2010 год на сумму 631 миллион тенге. Все эти средства ушли казахстанским поставщикам. По словам Саткалиева, это услуги по охране объектов, электроэнергии, компенсации технических потерь.
Премьер-министр остался в целом доволен планами. Ведь, по сути, именно от того, насколько в нынешнем году будет занят отечественный малый и средний бизнес, зависит общее состояние экономики и степень наполняемости доходной части бюджета. Как поговаривают в кулуарах правительства, государство влило (и еще будет вливать) на поддержку МСБ немало средств для его становления. Но без достаточного уровня спроса на производимые этим бизнесом товары все государственные средства можно считать выброшенными на ветер.
Астана |