|
Юлиана Жихорь
Ум, честь и совесть желтого зала
Первое постновогоднее пленарное заседание мажилиса все еще попахивало оливье и расслабленным праздничным настроением. Депутаты томно обменивались впечатлениями о недавних застольях и по старой привычке загружали премьер-министра решением глобальных общегосударственных задач местного масштаба
Предварил начало заседания спикер палаты Урал Мухамеджанов, поздравивший коллег с наступлением исторического для Казахстана года председательствования в ОБСЕ. Он перечислил наши заслуги и достижения и озвучил задачи на год грядущий.
Мажилисмены вдохновились. А Зейнулла Алшимбаев даже заявил, что во вступительном слове спикера депутаты “почувствовали радость, гордость за нашу страну” (перевод с казахского языка предоставлен мажилисом парламента. -
“НП”).
Депутатские запросы вернули парламентариев в суровую действительность: праздники закончились - пора работать.
Амангельды Момышев зачитал письмо “историков, интеллигентов”, в которых ученые выразили озабоченность недостаточной популярностью имени Турара Рыскулова в Казахстане. Они считают, что сейчас по причине ограниченного финансирования “полностью парализован сбор архивных материалов”, касающихся политического деятеля начала ХХ века. А посему депутат обратился к главе правительства дать денег на издание трудов и писем Рыскулова, открыть посвященный ему музей и назвать его именем один из университетов, в городах Москве, Астане и Алматы установить монументальный памятник Турару Рыскулову, как человеку, “сохранившему генетический фонд народов Центральной Азии”. А в Таразе, Ташкенте, Баку, Москве, Бишкеке, Улан-Баторе установить мемориальные доски. Снять про него художественный фильм. Ибо, как было заявлено, “наступила эпоха свободы и светлого разума”, и следует знать историю своего народа.
Столь же глобального масштаба оказался и запрос Берика Бекжанова, в котором он продолжил недавнюю свою тему о курительных смесях.
К слову, в день пленарки стало известно, что в России, в Новосибирске, открыто первое уголовное дело в истории страны (да и, наверное, всего СНГ) по факту продажи курительных смесей, в которых обнаружены психотропные и наркопрепараты. Организаторам мест продажи таких смесей в Новосибирске может грозить до 6 лет тюрьмы. Но, как признают правоохранительные органы РФ, “посадить” будет сложно, поскольку юридически запрета на продажу подобных смесей не существует.
Бекжанов уже неоднократно высказывал обеспокоенность аналогичной ситуацией и в Казахстане. “Я думаю, вы должны взять на контроль состав травяных смесей, проводить экспертизу смесей, которые продаются в нашей стране, - обратился депутат к Кариму Масимову. - В том числе и на наличие наркотических и психотропных веществ”. По мнению парламентария, эту норму необходимо закрепить законодательно либо специальным законом, либо изменениями в уже действующие.
Валерий Доскалов, напротив, просит, чтобы уже действующие законы работали справедливо. Он напомнил премьеру, что в соответствии с законодательством 1997 года граждане, работавшие в тяжелых, вредных и опасных условиях, вышли на пенсию в 50 лет, уйдя на пособие. Однако по достижении ими общестранового пенсионного возраста - 63 года - выяснилось, что в связи с отсутствием у данной категории граждан стажа в последние 13 лет им полагается лишь минимальная пенсия. “Это вызывает у людей возмущение, непонимание, ведь когда они работали в шахтах, в черной и цветной металлургии, в строительстве, у них у всех был высокий заработок, была гарантирована высокая пенсия”, - рассказывает Доскалов. Он попросил премьера пересмотреть подобную практику и назначить этим людям максимальный размер пенсии.
Астана |