|
Юлиана Жихорь
Что год грядущий нам готовит? Чтобы это понять, следует оглянуться на итоги года уходящего. А они, надо заметить, не радужные
Самым запомнившимся казахстанцам событием уходящего года стала девальвация тенге. Правительство так рьяно твердило населению, что его благосостояние растет, что, видимо, решило его (благосостояние) мал-мал подсократить “во имя пользы (как тогда говорили) родной экономики”. Какая от этого для экономики польза, народ так и не понял (потому как через пару месяцев Кабмин все тем же бодрым тоном рапортовал, что ВВП снижается, налоговая база не пополняется, но все не так швах, как кажется). Но имя главы Национального банка Григория Марченко, собственно и “замутившего” всю эту “благую операцию”, надолго стало у обывателей почти ругательством. По крайней мере, по количеству негативных упоминаний оно явно превзошло все правительственные.
Весь год Казахстан усиленно боролся с тем, чего у него официально, собственно, и не было - с кризисом. А для этого было предпринято много действий и принято много решений, большинство из которых в истории нашей страны были впервые.
Первый раз за годы существования Национального фонда пришлось-таки раскупорить “национальную кубышку”. С 2001 года (то есть, собственно, с момента, когда народ узнал, что государство копит нефтяные деньги на его старость и его “будущие поколения”) казахстанцам внушалось, что средства фонда - этакий запас на черный день, когда нефть закончится. Оказалось, что черный день может настать и при ее наличии.
Как, собственно, и произошло в первом квартале нынешнего года, когда вся бурно развивавшаяся доселе экономика сдулась, как воздушный шарик. Показав, что экономики-то в стране и нет - одни недра, коими бурно (с 10-процентным ежегодным ростом добычи и цен) торговал Казахстан. (Впрочем, до рецессии, когда падение показателя ВВП наблюдается не менее 2-3 кварталов, дело так и не дошло.)
Прошлой весной нашу страну впервые посетили лауреаты Нобелевской премии, которые вкупе с местными экспертами, как раз и размышляли на тему: как победить кризис с наименьшими потерями.
Разразившийся мировой финансовый, а вслед за ним и экономический кризис подорвали казахстанскую банковскую систему и вынудили власти помогать зачаткам экономики средствами из-под “подушки”, пардон, из Нацфонда, откуда были изъяты 10 миллиардов долларов. (Это только прямые изъятия, были и будут выпуски гособлигаций под эти средства.) Точнее, решение об этом было принято еще осенью 2008-го, но тратиться начали они в 2009-м.
Впервые за последнее десятилетие Казахстан столкнулся с элементарной нехваткой денег в бюджете - по итогам года недосчитались порядка 40 миллиардов запланированных налоговых поступлений. В связи с чем, опять же впервые за многие годы, правительству пришлось уточнять бюджет в сторону уменьшения расходной части (слова “секвестр” Кабмин до сих пор избегает, как чумы).
Следующая новость уходящего года - усиление позиций государства в экономике. Объединившиеся в один госхолдинги “Самрук” и “Казына” (нынче фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”) подгребли под себя все, что “плохо лежало” - нефтекомпании, банки, заводы... Естественно, все под благим предлогом государственной помощи бизнесу. Мол, не могли банки сами справиться с выплатой внешних долгов и договориться о реструктуризации - государство приняло сию тяжкую ношу на свои плечи.
К слову, были в этом году и приятные новости. Впервые в Центральной Азии в Астане выступил с сольным концертом знаменитый тенор Пласидо Доминго. А также появилась новая, как обещают, традиция - проводить военные парады в День Конституции.
В общем, господа казахстанцы, наша страна вступает в Новый 2010 год отремонтированной, реструктуризированной и в целом обновленной. Думается, что процессы, стартовавшие в году нынешнем, продолжатся хоть и не с утроенной силой, но все же достаточно бодро.
Что же ждать нам от грядущего?
Для начала - крупных “разборок” за “нецелевое освоение бюджетных средств, выделенных в рамках реализации антикризисной программы правительства”. Речь идет о тех самых 10 миллиардах долларов из Национального фонда. Думается, что основной вал скандальных разоблачений придется на весну (апрель - май) будущего года, когда правительство “подобьет бабки” за год, а Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета озвучит, наконец, свой вердикт законности действий администраторов бюджетных программ.
Активную головомойку следует ожидать, в первую очередь, в части реализации проектов “Дорожной карты”. Ни один наспех нарисованный проект не прошел должной экономической экспертизы, а значит, нет гарантии, что “выписанные” на него деньги реально пошли “на дело”.
В общем, если судить по активной антикоррупционной борьбе последней пары лет, то, начиная с весны можно ожидать массового “полета” чиновников всех мастей со своих постов за то, что чрезмерно путают госкарман с собственным. И то народу развлечение - про кризис в собственном кармане думать не будет.
Кстати, народных развлечений в будущем году должно быть немало. Ведь, судя по печальной тенденции в наших странах-соседях, где ожидают вал безработицы и продолжение снижения платежеспособности населения, аналогичная ситуация ждет и нашу страну. А следовательно, властям следует предпринять все усилия, чтобы вместо хлеба дать зрелищ (благо хлеба, в буквальном смысле слова, в стране пока достаточно).
Наше председательствование в ОБСЕ как раз и принесет народу страны долгожданные зрелища - заседания, саммиты, “круглые столы” посыплются на электорат с экранов телевизоров небесной манной. А июнь - июль вообще обещает завалить казахстанцев торжественностью и масштабностью: именно на этот период придутся многочисленные мероприятия и в рамках ОБСЕ, и очередной - III Астанинский экономический форум, и празднование Дня столицы. |