ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Смешные цены События

Сергей Козлов
В материале “Предсказамус нострадал”, опубликованном в “НП” 27 ноября, мы задались вопросом: какими критериями руководствуется Нацбанк, оглашая данные по инфляции и росту цен на самые необходимые продукты и услуги? В частности: почему по официальным данным цены осенью повысились на 1,3 процента, тогда как в реальности это, мягко говоря, не так?

В ответ из Нацбанка за подписью начальника департамента (правда, не указано - какого) А.Л.Терентьева в редакцию пришло письмо, в котором, в частности, сказано: “Ни осенью, ни в ноябре резкого скачка цен на потребительском рынке отмечено не было”. Кроме того, нам вменялось в вину непонимание того, что же это такое, индекс потребительских цен (ИПЦ), и как он рассчитывается, и потому мы, по мнению А.Л.Терентьева, не вправе по этому поводу рассуждать.
 От нас также потребовали опубликовать “опровержения информации, не соответствующей действительности, а именно, умозаключений журналиста”. Правда, что в данном случае публиковать, так и осталось неясным, так как данные Нацбанка мы уже опубликовали в вышеуказанном материале. Выходит, вместо “умозаключений журналиста” следует опубликовать умозаключения г-на А.Л.Терентьева, что, судя по всему, и будет опровержением...
А вот на чем они основаны, г-н Терентьев так и не пояснил. Но попробуем разобраться сами, прибегнув на сей раз к мнениям специалистов и экспертов, чьи утверждения никак нельзя назвать просто умозаключениями.
Как же так получается, что показатели инфляции и роста цен у Нацбанка и других официальных ведомств выходят одни, а когда мы приходим в магазин, то необходимые нам продукты покупаем по ценам, совершенно другим? При этом заметим, что в нашем материале, вызвавшем гнев в Нацбанке, не было даже словосочетания “индекс потребительских цен” и ничего не говорилось о методиках его расчета.
Мы писали, повторяем, о реальных ценах на те продукты и услуги, которыми людям приходится пользоваться, что называется, каждодневно, без которых жизнь человека невозможна. Тогда как пресловутый индекс является несколько иным, скорее, чисто статистическим понятием, почему-то далеко выходящим за рамки повседневных нужд наших граждан. Так как они питаются, употребляют в быту, пользуются не индексами, а реальными продуктами и услугами, без всяких статистических уловок и прикидок.
Но если уж речь зашла об ИПЦ, то давайте посмотрим, откуда он возникает и с чем его, что называется, едят? Во всяком случае, в Нацбанке.
- Берется обширный набор потребительских товаров и услуг, более пятисот позиций, - поясняет независимый эксперт в области экономики и финансов Тулеген Аскаров, - затем ведется регистрация цен на них по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг во всех областных центрах, в Астане и Алматы, а также еще в ряде городов и районных центров.
Потом цены “взвешиваются” в зависимости от доли товаров и услуг в расходах домашних хозяйств, которые обследуются статистиками на регулярной основе и которые ведут запись данных о своих расходах в специальных книгах. Понятно, что веса определяются на основе сведений за предшествующий период, а не на текущий момент.
- То есть индекс потребительских цен, - уточняет известный казахстанский экономист, заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев, - это синтетический показатель, который характеризует динамику среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Формально как будто применяемая в Казахстане методика расчета ИПЦ выглядит объективной, а ее результаты не могут быть отвергнуты без достаточных на то оснований. Однако!
Отражают ли эти расчеты действительное положение дел с ценами и их ростом? Можно ли верить этому ИПЦ?
- При таком подходе система определения инфляции не особо реагирует на колебания цен на отдельные товары и услуги и запаздывает еще по времени, - считает Тулеген Аскаров, - в итоге получается, что, придя в магазин, допустим, 10 декабря, покупатель видит новые повышенные цены (скажем, на 10-15 процентов или более) на нужные ему 2-3 товара для ежедневных целей, тогда как статистики сообщают о росте цен за ноябрь всего на 0,4 процента. В итоге на бытовом уровне статистикам особо не доверяют...
- Как вы знаете, цены и тарифы на основные товары и услуги резко подскочили, - говорит Канат Берентаев, - и возникает субъективное ощущение - темпы инфляции намного выше, чем официальные данные. Расхождение между реальной и официальной инфляцией, по-моему, можно объяснить рядом причин.
Согласно принятой методике, по мнению К. Берентаева, каждая группа товаров и услуг имеет свой весовой коэффициент, который используется при расчете ИПЦ. Тогда как больше половины населения страны ограничивает свое потребление узким перечнем товаров и услуг, который не намного шире, чем ассортимент минимальной потребительской корзины.
Если принять, для условного примера, весовой коэффициент продуктов питания равным 0.2 при расчете ИПЦ, то, когда цены на продовольствие вырастут на 20 процентов, “вклад” этой группы товаров в ИПЦ составит только 4 процента. Тогда как продовольственная часть минимального прожиточного минимума составляет у нас 60 процентов. То есть ее весовой коэффициент для населения с невысоким уровнем доходов будет равен 0.6. И, соответственно, для этой части населения вклад продовольственных цен на “субъективную” инфляцию составит уже, по мнению Каната Берентаева, 12 процентов.
То же относится и к затратам на содержание жилья, то есть оплату электроэнергии, тепла и воды. И в результате львиная доля расходов населения может быть отнесена на приобретение продовольствия и оплату коммунальных услуг. В этой связи для людей небогатых уровень инфляции намного выше расчетного ИПЦ.
- Не зря говорят, что инфляция - это налог на бедных, - заключает Канат Берентаев.
Еще более рельефно высказался Петр Своик, известный в стране экономический аналитик:
- Рядовой гражданин смотрит на реальные цены как реальный потребитель. Как реальный посетитель магазина. В этом смысле, конечно, какая-то одна десятая процента роста цен за месяц или, допустим, 6-5 процентов роста цен за год для него кажутся насмешкой. На самом деле цены растут гораздо быстрее, и они гораздо выше этих процентов. Это совершенно очевидно, и тут не надо даже ломиться в открытую дверь.
Но что делают наши статистические органы, на цифры которых постоянно ссылается Нацбанк? Поскольку за ним записано прямо в законе такая важнейшая функция, как отслеживание инфляции, то он, как любой нормальный бюрократический орган, решает эту задачу “под необходимый ответ”, считает П.Своик.
То есть действительно составляется некий список товаров, может быть, достаточно широкий, но в любом случае, как судьи на фигурном катании или в художественной гимнастике - статистиками отбрасываются крайние оценки, то есть наиболее “раздражающие” товарные позиции просто из него исключаются.
- “Края” по тем ценам, которые сильно зашкаливают, специально обрезаются, - продолжает Петр Своик, - это не какая-то внутренняя тайная хитрость, а вполне официальная “примочка”, то есть специфика методологии.
Поневоле возникает вопрос: кому же нужна и такая статистика, и такая отчетность?
- Статистика большинству населения и в самом деле не нужна, - говорит Тулеген Аскаров, - так как усредненные данные всегда отличаются от конкретных. Она требуется правительству и бизнесу, чтобы строить планы на будущее и реагировать на изменение ситуации в настоящем.
 - Вопрос в том, что набор рассчитываемых статистами товаров и услуг соответствует примерной структуре потребления среднего класса развитых стран, - считает Канат Берентаев, - в Казахстане же большая, слишком большая часть населения относится к бедным, такая “корзина” им и не снится. Уместно предположить, что, манипулируя как ценами при их регистрации, так и подбором удельных весов, можно получить нужную цифру.
- Это делается именно для того, - продолжает Петр Своик, - чтобы тот параметр, за который они отвечают, был достаточно приличен.
- Показатель инфляции - аморфный, среднестатистический - не отражает реального положения в обществе, - таково мнение Аманжола Кошанова, члена Республиканской академии наук.
Ну, и наконец, - а было ли реальное повышение цен на необходимые нам товары минувшей осенью? Или цены поднялись лишь на 1,3 процента, как утверждает Нацбанк? Сошлемся и здесь не на умозаключения, а на реальные данные тех, кто вынужден кропотливо отслеживать цены, - и не по индексам, а непосредственно в магазинах и по состоянию своих кошельков.
Активисты союза пенсионеров “Поколение” снабдили нас более чем убедительными цифрами, которые полностью привести мы здесь не имеем возможности. Так вот, по данным тех, кто считал не индекс, а настоящие цены: на 15 видов самых необходимых нам товаров и услуг (а это хлеб, мука, масло, молочные продукты, рыба и морепродукты, рис, крупы, горячая вода, тепло) за эту осень цены в среднем поднялись на 10-12 процентов. Такие же цифры нам подтвердили и в Национальной лиге потребителей Казахстана.
alt
Рост цен - дело рукотворное?
Статья “Предсказамус нострадал”, опубликованная 27 ноября 2009 года в газете “Новое поколение” №47 (597), содержит много неточностей и грубых ошибок. При этом выводы, сделанные автором в отношении Национального Банка, абсолютно не верны и не имеют под собой никаких обоснований и доказательств

Далее приведены выдержки некоторых заключений автора, несущие в себе наиболее грубые неточности, а также опровержения и замечания к ним.
“Какими критериями при этом Национальный Банк руководствуется, никто толком понять не может, потому как именно осень и именно ноябрь оказались отмеченными резким скачком цен буквально на все, и вовсе не на 8-8,5%”
Данное утверждение абсолютно не верно. Ни осенью, ни, в частности, в ноябре резкого скачка цен на потребительском рынке отмечено не было. В сентябре и октябре 2009 года инфляция составила по 0,4% за месяц, а в ноябре - 0,5%. В целом за три месяца осени инфляция сложилась на уровне всего 1,3%.
При этом инфляция в годовом выражении также снизилась с 6 до 5,8%. Такой низкой инфляции в Казахстане не наблюдалось с сентября 2003 года.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что по итогам 2009 года инфляция не превысит 8%. Если автор сам не понимает, что такое индекс потребительских цен и как он рассчитывается, то он не вправе утверждать, что этого никто не понимает. Если у автора есть своя методология расчета ИПЦ, отличная от официальной, пусть он ее опубликует.
Поэтому не очень понятны “ощущения” автора о росте цен. Более того, Агентство по статистике, которое ответственно за информацию относительно индекса потребительских цен в стране, публикует информацию в первых числах месяца, следующего за отчетным. То есть данные по инфляции за ноябрь 2009 года доступны только в первых числах декабря. Поэтому не понятно, на основании чего автор 27 ноября утверждает, что “именно ноябрь оказался отмеченным резким скачком цен”.
“Может, Национальный Банк гораздо больше волнует соотношение “тенге и доллар”, чем соотношение “бюджет казахстанской семьи и цены на продукты и услуги?”
Вопрос стабильности цен в Казахстане всегда был и остается приоритетным для Национального Банка. Национальный Банк обладает достаточно сильным инструментарием, который позволит нам сдерживать инфляционное давление в экономике в случае его резкого нарастания. Обеспечение стабильности обменного курса тенге является неотъемлемой частью данной работы. Без стабильности обменного курса достаточно сложно обеспечить стабильность цен.
Просим незамедлительно принять меры к опубликованию опровержения информации, не соответствующей действительности, а именно, умозаключений журналиста по вопросам, изложенным в настоящем письме.
Дополнительно сообщаем, что в случае, если журналистам вашей газеты при написании статьей на подобную тематику и иным вопросам, входящим в компетенцию Национального Банка Республики Казахстан, требуются квалифицированные комментарии или разъяснения, то во избежание распространения информации, не соответствующей действительности, рекомендуем обращаться в Национальный Банк, и мы окажем содействие в подготовке материалов для публикации.
В данной связи необходимо учитывать большую роль средств массовой информации в информировании населения по вопросам экономической стабильности в республике. Наличие в статьях грубых ошибок и неточностей, которые допускаются журналистами при написании статьей, напрямую влияет на имидж средства массовой информации и говорит о том, что журналисты средства массовой информации не обладают достаточными знаниями в данной области, однако позволяют себе делать умозаключения, при этом не всегда верные.
Кроме того, в соответствии со статьей 21 Закона “О средствах массовой информации” журналист обязан не распространять информацию, не соответствующую действительности.
Директор департамента А. Л. Терентьев

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • St.Vl

  • 28 декабря 2009 11:01
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 28.12.2009
  • Статус: Пользователь offline
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
^
Ответ типа: кто тут умный. лег-отжался
  • Нравится
  • 1
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Кто еще верит статистике? наивняк
  • Нравится
  • 1
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение