|
Алан Байтенов
Недавняя резкая критика работы УДП города Алматы акимом мегаполиса, как подтвердилось в очередной раз, обоснованна. В середине дня одна из самых оживленных улиц южной столицы - Богенбай батыра, на отрезке между проспектом Сейфуллина и улицей Масанчи, оказалась перекрыта бравыми регулировщиками с жезлами на два дня. Без предупреждения. Доступ ко всем зданиям, расположенным на этом отрезке - тоже. Версии стоявших на перекрестке полицейских о причинах расходились. Сначала нам рассказывали о борьбе со стихийной парковкой, а потом уже и об угрозе нашей персональной безопасности: мол, в квартале найдены радиоактивные материалы, позже сообщили, что крупный пожар. Поэтому, якобы болея за наше самочувствие, сотрудники полиции отказывались пропускать нас на парковку во дворе офиса. Не помогли даже служебные удостоверения: в этом районе находится один из крупнейших медиа-центров включающий в себя периодическое издание, телеканал и радиостанцию. Заметим, “забота о здоровье” выглядела как-то неказисто: пешком - пожалуйста! На машине - ни-ни!
Странное совпадение, но незадолго до полного перекрытия улицы мы наблюдали интересную сцену с участием главы дорожной полиции города. На перекрестке улиц Масанчи и Богенбай батыра остановился служебный автомобиль, из которого вышел полковник Сарбасов. Не имея аудиозаписи разговора Сарбасова с менеджером, что представлял строительную организацию, занятую на восстановлении дорожного полотна улиц Масанчи и Богенбай батыра, разговор этот публиковать не будем. Однако можем поделиться впечатлениями рабочих, тоже участвовавших в разговоре с главой дорожной полиции города.
Как оказалось, высокопоставленный начальник требовал как можно быстрее закончить все работы на этом участке, вполне возможно, обещая оказать содействие со своей стороны и очистить улицы от стихийно припаркованных автомобилей.
Буквально через 15 минут началось нечто невообразимое. Помимо того, что движение на этом участке было разом прекращено, припаркованные на южной стороне улицы Богенбай батыра авто пытались эвакуировать спецсредствами. Что было далее, уже известно - движение в центре города было полностью парализовано.
Конечно, бороться со стихийной парковкой необходимо, равно как и за кратчайшие сроки ремонта дорожного полотна. Действительно, необходимо облегчить работу строительным организациям и, если есть необходимость, привлечь на помощь сотрудников полиции. Ограничивать движение на определенном участке, кстати, в их полномочиях.
Однако необходимо понимать, что в этом районе могут оказаться достаточно важные объекты, проезд к которым порой даже жизненно необходим. И мы не имеем в виду только редакцию. За спиной регулировщика “закрытыми” оказались офис “Казатомпрома” и стоматологическая клиника. А если бы станция “скорой помощи”? Ведь, согласитесь, порой “острого” больного привозят и на частном автомобиле. И неужели и в этом случае все будет зависеть от личных моральных качеств конкретного полицейского, охраняющего проезд?
|
Конус что “колючка” |
Проблема в том, что, по закону, у сотрудников УДП право запретить движение имеется. Однако оно четко не регламентируется. Следовательно, нет нормы, где черным по белому были бы расписаны и права, так сказать, субъекта по ту сторону баррикады. Все сваливается на мораль. То есть субстанцию практически бесконтрольную. Необходим своего рода страховочный ограничитель от человеческого фактора и иллюзии всевластия. В нашем случае таковым станет специальный пункт закона, который бы регулировал эти вопросы и страховал от воли чьего-то приказа.
Кстати, до недавнего времени даже если полиция выставляла кордон, все, кто действительно мог доказать, что имеет право пройти, проехать за него, беспрепятственно пользовался им. Достаточно было указать на то, что ты действительно прописан по данному адресу или работаешь там же. Что же случилось в этот раз, неизвестно.
Но это, как говорится, полдела. Нас заинтересовало и то, что объяснение ситуации было собрано на “скоряк”. А это лишний раз доказывает - акция спонтанна и, вполне возможно, проведена по личной инициативе. Конечно, полицейский, может, и не обязан первому встречному объяснять причину запрета. Однако сотрудник организации, куда заблокирован проезд, в принципе, имеет право знать. По сути, ответ должностного лица является официальным. Следовательно, вранье на рабочем месте, мягко говоря, не этично.
Мы не говорим незаконно, так как, проконсультировавшись со специалистами в области юриспруденции, выяснили, что врать в Казахстане должностным лицам в некоторых случаях, оказывается, не запрещается. “Нет нормы нигде в законодательстве, что государственному служащему нельзя врать по своим обязанностям. За это его к юридической ответственности привлечь очень сложно”, - поясняет ситуацию юрист Сергей Уткин. Конечно же, здесь мы не касаемся вопросов клеветы и прочих проявлений незаконной неправды, за которую то и дело пытаются привлечь.
Вот, наверное, поэтому у нас в Казахстане есть свое ноу-хау - сладкая служебная ложь. У нас так преуспели в этом деле, что врут часто, везде и помногу. И что самое главное - на всех уровнях, начиная с мелких государственных служащих и заканчивая крупными должностными лицами, что стараются преподнести нам свою выдуманную реальность...
Но, возвращаясь к конкретной ситуации - интересно, с каких это пор в полномочиях шефа городской дорожной полиции следить за качеством и сроками дорожно-строительных работ? Может, это ответная реакция на недавнюю критику со стороны градоначальника или негласная передача части полномочий ведомства? |