Юлиана Жихорь
Любить отечественное заставят по закону. Такое решение было принято в правительстве после долгих и пафосных, но малорезультативных призывов к бизнесу увеличивать долю казахстанского содержания. Недавно в парламенте была презентована целая Концепция развития казсодержания и соответствующие поправки в ряд законодательных актов по данному вопросу
Сегодня доля казахстанского содержания остается ничтожно мала. Более того, год от года ее объем уменьшается. Так, в частности, если в 2006 году доля казахстанской продукции в отрасли производства текстиля и изделий из него составляла почти 38 процентов, то в прошлом эта цифра уменьшилась до 21,3. И это в условиях кризиса, когда, по идее, отечественные потребители должны были повернуться спиной к дорогому импортному и лицом - к дешевому отечественному. То бишь увеличить спрос на казахстанские товары.
Аналогичная ситуация наблюдается и по ряду других отраслей: минеральных проектов, металлов и изделий на них, машин и оборудования.
По мнению Министерства индустрии и торговли, одной из причин тому может являться отсутствие четких требований по казахстанскому содержанию и системы мониторинга выполнения бизнесом обязательств по закупке именно казахстанских товаров и услуг. Правда, министерство честно добавляет - качественных товаров и услуг. Влиять на повышение качества товаров правительство пока не может, зато правовые пробелы в их закупе решено удалять.
Как выяснилось из доклада вице-министра индустрии и торговли Ерхата Искалиева, сегодня в нормативно-правовых актах отсутствует единый понятийный аппарат по казахстанскому содержанию.
Теперь казахстанским производителем будет являться резидент Казахстана, использующий в общей численности сотрудников не менее 95 процентов граждан Казахстана. А казахстанское содержание - процентная доля от общей стоимости договора на выполнение работы, “выраженная в процентах, стоимости казахстанского содержания в товарах, используемых при выполнении работы и оплаты труда работников, являющихся гражданами страны, в фонде оплаты труда производителя”.
В Закон “О недрах и недропользовании” предлагается ввести обязательства по проведению конкурсных процедур по закупкам товаров, работ и услуг только на территории Республики Казахстан. В случае нарушения установленных требований они исключаются из расходов, учитываемых компетентным органом, в качестве исполнения недропользователем контрактных обязательств по результатам конкурса. По мнению разработчиков закона - Министерства индустрии и торговли, все вышеперечисленные меры позволят “обязать недропользователей проводить закупки товаров, работ и услуг только на территории Казахстана”.
Что касается самих тендеров, как пояснил Ерхат Искалиев, в поправках в Кодекс об административных правонарушениях вводится норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках “в части применения критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение”. За нарушение требований на должностных лиц будет налагаться штраф в размере от 40 до 50 МРП.
Одновременно с законодательными обязательствами по увеличению казахстанской доли правительство намерено стимулировать производительность. В комплексной поддержке казахстанского производства, названного МИТ “5 пальцев, сжатых в кулак”, на первом месте стоят государственные средства, которые будут выделяться на поддержку развития бизнеса. Кроме того, в программе налоговые преференции и активная таможенная политика, региональная поддержка и СМК, специальные экономические зоны и технопарки, а также государственный заказ.
Начнется реализация Концепции в будущем году, а закончиться должна уже в 2015-м.
В целом, парламентарии поддерживают позицию правительства. Однако они высказывают опасения, что закон коснется исключительно новых договоров и контрактов, заключенные же ранее контракты на закупку не будут подлежать пересмотру.
И еще. “Если говорить по большому счету - ВТО похоронит наше содержание”, - резюмировал всю дискуссию Владимир Нехорошев.
Астана |