Алла Иванилова
На этой неделе мажилис в первом чтении одобрил пакет очередных поправок в законодательство по вопросам противодействия терроризму. Чиновники решили усилить некоторые нормы и привести их в соответствие с международным законодательством
Изменения и дополнения вносятся в Уголовный, Гражданский процессуальный и Кодекс об административных правонарушениях, а также в ряд других законов. В частности, в УК предусмотрен запрет на освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших террористические преступления, в связи с истечением срока давности.
В Гражданский кодекс вносятся поправки, позволяющие судебным органам вынести дополнительное решение об установлении факта изменения террористической или экстремистской организацией своего наименования на основании представленных материалов. В Кодекс об административных правонарушениях вносятся дополнения относительно штрафов, предусмотренных за нарушение правового режима антитеррористической операции.
Законопроектом определяется, что такое антитеррористическая операция и какие меры допустимы во время ее проведения. В частности, для повышения оперативности при возникновении угрозы теракта вводится упрощенный порядок досмотра людей и автомашин. Отныне стражи порядка, участвующие в антитеррористической операции, могут обыскивать подозрительных граждан без участия понятых.
“Укрепление” террористического законодательства вызывает некоторые сомнения у народных избранников, которые поинтересовались у первого заместителя председателя Комитета национальной безопасности Адиля Шаяхметова, сколько террористических актов за последние годы предотвратили спецслужбы. Как оказалось, немало. “В прошлом году четыре акта, в этом году - три”, - констатировал первый зампред. 24 человека, причастных к террористической и экстремистской деятельности, осуждены в этом году. В прошлом году по данной статье к уголовной ответственности привлечены 22 человека.
В соответствии с решением суда города Астаны в стране запрещена деятельность 14 религиозных партий и организаций, в том числе Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами и Таблиги Джамагат. Однако, несмотря на это, запрещенные организации ведут свою деятельность в стране. Активную пропаганду они проводят в Карагандинской, Алматинской и Южно-Казахстанской областях.
За первое полугодие правоохранительными органами Казахстана изъято более 80 материалов экстремистского содержания религиозной партии “Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами”, религиозно-политической организации “Ассоциация Братьев-Мусульман”, а также материалы, пропагандирующие идеологию радикального ваххабизма.
Мажилисмены поддерживают жесткую политику правительства по отношению к разного рода террористам и экстремистам. “Террорист - это не тот, у которого кровь в жилах, а у кого моча в голове. А если учесть, что в руках взрывчатка, а в центральной нервной системе инстинкты вспыльчивой обезьяны, то говорить о благоразумии и равновесии не приходится”, - дал краткую характеристику террористам Владимир Нехорошев.
Парламентарий считает, что необходимо ввести цензуру. “Почему в данном законе мы прямо не говорим о введении цензуры при освещении событий, связанных с терактом? На мой взгляд, должно быть полное умолчание, ведь теракты для того и совершаются, чтобы о них говорили”. Однако в КНБ придерживаются мнения, что “цензура очень категорично выглядит”.
Астана |