Тамара Копылова
Казахстан метит попасть в ряды энергетических держав мира до 2020 года. А пока радуется кризису, который значительно снизил дефицит электроэнергии и избавил от экстренной перспективы изыскивать новые мощности
Провозгласить об этих планах с трибуны вышел министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. Хотя еще осенью прошлого года в Кабмине делали более чем пессимистичные прогнозы, мол, электроэнергии не хватает, мощностей мало, да и тарифы слишком низкие. Дефицит бюджетных средств сказывается и на качестве оказываемых населению услуг. Из-за устаревшего оборудования теряется слишком много тепла и электроэнергии. Причем, как всегда, “страдают” восток и запад страны. Но особенно - север и юг.
Однако сегодня энергетики с гордо поднятой головой заверяют: подобных проблем больше не возникнет. Тем более что до 2020 года страна планирует ввести в эксплуатацию, как минимум, одну атомную электростанцию. “К 2020 году Казахстан может занять 14 процентов мирового рынка в изготовлении тепловыделяющих элементов из сборок, а также до упомянутой даты намерен ввести в действие, как минимум, одну атомную электростанцию на территории государства”, - заявил Мынбаев. К тому же к 2020 году мы собираемся занять 16 процентов от общемировых конверсионных мощностей, а в обогащении доля Казахстана может составить 7 процентов. Существенно вырастет доля в изготовлении топливных таблеток - до 12 процентов.
Главным вопросом на заседании правительства стал выход Узбекистана из параллельной системы электроснабжения Центральной Азии. Если месяц назад, когда соседняя страна сделала это заявление, Казахстан забил тревогу: мол, опять южная часть страны останется без света, то сегодня министр, отвечая на вопрос Карима Масимова, заверил: “Проблем не будет!”. Как было заявлено, Казахстан теперь может выйти из параллельной системы и закрыть свои потребности самостоятельно. Удивительно, что раньше для этого требовалось строительство Балхашской ТЭС, которая сегодня, как выяснилось, и не нужна. На руку в этом сыграл экономический кризис, снизивший объемы потребления энергии в южных регионах страны.
Подстраховкой будут служить и два свободных блока Жамбылской ГРЭС (не загруженные все по той же кризисной причине). “То есть ближайшие три года мы свободно можем работать изолированно от энергосистем Центральной Азии”, - уверенно заявляет председатель правления АО “Казахстанская компания по управлению электрическими сетями” Канат Бозумбаев. После этого будет закончена Балхашская ТЭС, которая окончательно поставит точку в энергетической зависимости республики от других стран Центральной Азии.
В связи с перспективой перехода на самообеспечение правительство столкнулось с дипломатической закавыкой - выход Казахстана из параллельной системы может привести к энергетическим проблемам в Кыргызстане. В связи с этим Астана решила остаться в параллельной системе в качестве “жеста доброй воли”. Более того, глава Минэнерго сообщил, что “мы оказываем киргизам невероятную услугу, оставаясь в параллельном режиме. Нам легче всего отрубиться от них и вообще без проблем прожить эту зиму”. (К слову, если бы Казахстан решился сейчас выйти из параллельной системы, половина Кыргызстана в буквальном смысле этого слова погрузилась бы во тьму.)
Впрочем, все планы по самообеспечению, по сути, - лишь констатация удачного стечения обстоятельств - снижения потребления, вызванного кризисом. Ведь на самом деле все осталось, как прежде: электросети изношены, а менять их - нет денег.
Астана |