|
Алан Байтенов
ТОО “Прогресс”, владелец злополучного большегруза китайского производства, что не так давно убил десяток людей в Алмарасанском ущелье, почти оправдано. Созданная комиссия пришла к выводу, что водитель грузовика скончался за рулем в результате обширного инфаркта, и это в первую очередь стало причиной трагедии
То, что, возможно, попытаются оправдать компанию ТОО “Прогресс”, было ясно с первого дня. Однако как именно это будет сделано, никто не знал. Теперь же все встало на свои места, официальный вердикт - разрыв сердца. Здесь, по большому счету, и не подкопаешься, сразу после аварии пошли разговоры о том, что у водителя не все хорошо было с сердцем. Однако официально заявляли совсем другое - хоть и предварительные, но все же экспертные заключения говорили о том, что тормозная система самосвала китайского производства была не исправна. Это, кстати, и послужило причиной проверки всего подобного транспорта в Алматы и поводом объявить запрет на использование техники китайского производства в горной местности. Теперь же по всему видно, что могут сыграть формулировкой - “предварительные данные”.
Вариант с разрывом сердца выгоднее всем. Его, хоть и с натяжкой, можно отнести к форс-мажору. А на обвинение, мол, почему дали руль 12-тонного грузовика человеку с больным сердцем, можно просто сказать - халатность одного должностного лица, например, медика. И на него-то и навесить весь груз ответственности. Тем самым спасти можно не только всю компанию, но и весь алматинский парк автомобилей китайского производства. И сэкономить нелишние деньги.
Как-то так получилось, что до сих пор ощущается неслабая влиятельность строительных компаний. Напомним, что ни одно происшествие с их участием, а их число за последние 3 месяца приближается к десятку, не получило достаточного общественного отклика и адекватных действий силовых органов. Не было ни одного случая, чтобы кого-то из сотрудников строительной компании, виновной в гибели людей, привлекли, например, к уголовной ответственности. Максимум - небольшие административные штрафы, которые можно выплатить с зарплаты рядового менеджера. Реакция компаний на такие действия соответственная - некоторые даже не хотят связываться с выплатой компенсаций семьям погибших.
В общем, трагедия, похоже, благополучно забыта. Доказательство тому - и ситуация с запретом китайских грузовиков. 2 сентября начальник дорожной полиции ДВД Алматы Арман Сарбасов объявил о запрете на движение грузового и пассажирского транспорта китайского производства в горной местности. Прошел месяц, вот мы и решили проверить, с какой тщательностью исполняется этот запрет?
Горная местность в алматинском понимании - Алмарасан, Шымбулак, Медео и Кок-тобе. Мы, однако, не стали посещать все места, перечисленные в официальном сообщении дорожной полиции, решено было ехать туда, где произошла памятная трагедия, то есть в Алмарасан. Первое, что мы заметили, - дежурившие на экологическом посту полицейские куда-то исчезли. Помнится, прибыв на экологический пост через 2 дня после аварии, мы поинтересовались у полицейского, мол, как давно вас сюда направили? Тогда нам искренне - в голосе звучали даже нотки обиды - ответили что-то вроде: мы здесь всегда присутствовали, это наша обязанность. Теперь же, после того как все вроде улеглось, обязанности испарились вслед за их исполнителями.
По обыкновению оплатив “пошлину” в 327 тенге с человека, мы пересекли шлагбаум экологического поста. По дороге в горы нас не покидала мысль: неужели действительно всю технику китайского производства удалили с горного строительного участка. (Напомним, что китайский самосвал принадлежал компании, которая в данный момент реконструирует дорогу Алматы - Космостанция.) И неужели, чтобы не прекращать проект, всю технику заменили, например, на российские КамАЗы или корейские “Хендэ”, что находятся примерно в той же ценовой категории?
Сегодня большая часть полотна дороги практически готова, по крайней мере, на отрезке от развилки Алмарасан - Космостанция и до базы ТОО “Прогресс” идет ровная грунтовая дорога - по всей видимости, слой для будущего асфальтового покрытия. Как раз по этой “свежей” дорожке мы и добрались до строительной базы. Где увидели (правда, на территории базы) все те же хорошо знакомые самосвалы “Steyr” (“Штейр”). Хотя справедливости ради надо сказать, что появилась и другая техника, например, у всех на виду перед воротами красовалось несколько КамАЗов.
Вообще с момента опубликования официального сообщения о вводе запрета сразу было видно, что слишком дорогое это мероприятие - “перебрать” парк авто, заменив всю, по сути незаконную составляющую. А остановить все проекты, что сегодня осуществляются в так называемой горной местности, еще дороже. Наши сомнения по этому поводу полностью оправдались - по всей видимости, либо приказ отдан для галочки, либо компании, которым принадлежит китайская техника, неимоверно могущественны.
Вообще в том же сообщении о введении запрета было сказано, что специалистами в рамках проекта тотального контроля над состоянием техники и уровнем медосмотра водителей, проверено 50 организаций. 26 должностных лиц при этом были привлечены к административной ответственности. А теперь внимание: “сумма штрафов составила около полумиллиона тенге”. Тем самым постоянная угроза нашей жизни, равно как и жизни погибших в тот вечер в Алмарасане, оценена грубо в 19 тысяч тенге.
В то же время, наверное, ошибочно думать, что во всем виновата китайская техника. Да, действительно, как самая дешевая, она менее надежна и безопасна. Но без соответствующего контроля может выйти из строя любой механизм, вне зависимости от страны-производителя. Поэтому, наверное, необходимо пересмотреть политику штрафных санкций. А именно: сегодня поймали - миллиона два тенге взяли сразу, завтра - десять, послезавтра - компания идет с молотка. При таком раскладе каждый топ-менеджер подобной организации будет лично обнюхивать водителя, проверять его пульс и осматривать машину, прежде чем выпустить за ворота своей организации. |