|
Ярослава Науменко
Юг Казахстана накрыла волна топливного кризиса. Ситуация доходит до того, что топливо в баки “железных коней” можно залить только по талонам, да и то не на всех заправках. В Шымкенте высокооктановый бензин подорожал на 20 процентов, а самый ходовой бензин АИ-80 - почти в два раза, из-за чего на линию не вышла треть автобусов. Иные алматинцы-автолюбители предпочитают передвигаться по городу пешком или на троллейбусе, чем стоять в очередях
Вице-президент торгового дома “ПетроКазахстан” по маркетингу и доставке господин Го И подтверждает, что на рынке нефтепродуктов действительно произошло снижение предложения. В первом полугодии 2009 года под влиянием мирового кризиса владельцы нефти вынуждены были отгружать ее на хранение на нефтебазы до лучших времен, потому как перерабатывать и продавать стало делом убыточным. Все НПЗ работали на грани остановки, двум заводам пришлось даже остановить цехи первичной переработки нефти.
Сама компания “ПетроКазахстан” работала только на внутренний рынок и приостановила экспорт бензина еще задолго до постановления правительства о временном эмбарго на вывоз нефтепродуктов за пределы страны. Одновременно Шымкентский НПЗ переработал на 30 тысяч тонн нефти больше. И все равно - это капля в море дефицита, потому что доля ПК в этом сегменте по стране - лишь шестая часть.
История с этим злополучным дефицитом стара как мир и повторяется у нас из года в год.
В начале лета встает на плановый капремонт Павлодарский нефтехимический завод, и весь север начинает лихорадить. Нехватка и дальнейший ажиотаж случаются по вине покупателей топлива и газа, которые до сих пор не имеют достаточно вместительных хранилищ, чтобы создать запасы на пару месяцев. А во-вторых, из-за действий антимонопольщиков, которые своими ограничениями стоимости бензина перекрывают поставки его из России (везти его к нам становится невыгодно).
Как только встает на плановый капремонт Шымкентский НПЗ (а это происходит осенью, потому как холодает здесь позже, чем на севере), паника начинается на юге. Осенняя страда с ее спросом на дизтопливо тоже ситуацию отнюдь не облегчает. Кстати, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов на юге Казахстана, “ПетроКазахстан” принял решение перенести остановку Шымкентского НПЗ на плановый ремонт еще на 10 дней, с 10 до 20 октября. Ранее плановый ремонт уже перенесли с 1 на 10 октября.
Видя происходящее, многие полагают - это заводы распоряжаются, кому, куда и сколько бензина нужно продать. Чиновникам видятся заговоры, сговоры и прочее. Автолюбители требуют ответить - доколь будет продолжаться беспорядок с бензином в стране, богатой нефтью? Руководство предприятий или ошибочно уходит в глухую оборону, или пытается объяснить, что НПЗ не виноваты. Да только их никто не слушает.
Большинство граждан, вероятно, полагают, что на нефтеперерабатывающем заводе с одной стороны в установку заливают нефть, а с другой стороны, на выходе, получают ровно столько же 93-го бензина. Однако в жизни все гораздо сложнее. Как известно, сегодня собственных мощностей для производства топлива нам не хватает, и мы на 40 процентов зависим от российского импорта.
Из-за принудительного удержания чиновниками цены топлива, результат выходит плачевный: россияне, несмотря на сезонный ажиотажный спрос, бензин к нам везти не спешат, потому как нерентабельно. На “серый импорт” приходится, по различным подсчетам, от 155 до 200 тысяч тонн, но это мизер по сравнению с тем, какими должны были быть официальные поставки.
Между тем ни Шымкентский, ни Атырауский, ни Павлодарский заводы не являются прямыми продавцами нефтепродуктов и не могут диктовать цену на бензин или дизтопливо. Они за определенную, фиксированную государством плату перерабатывают поставленное им сырье (а клиентов может быть множество) и отгружают поставщику готовый продукт. Этим, собственно говоря, и живут.
И если государство в корне не поменяет отношение к этой сфере, топливные кризисы будут не только повторяться, но и усугубляться. И даже госпрограмма модернизации НПЗ не поможет. Потому что представителям власти пора определиться: мы строим открытые, справедливые рыночные отношения или продолжаем жить в условиях приказной экономики. |