|
Олег Червинский
В польском курортном городке Крыница Здруй завершился XIX Экономический форум, который неофициально называют “восточноевропейским Давосом”. Политики, дипломаты и эксперты из стран Европейского союза и бывшего СССР в течение трех дней обсуждали актуальные вопросы сотрудничества как внутри ЕС, так и с внешними партнерами. К сожалению, казахстанская делегация оказалась в этом году, против обыкновения, самой малочисленной - всего два человека. Организаторы говорят, что многие депутаты казахстанского парламента и правительственные чиновники отказались от участия без объяснения причин. Лишь туманно намекая, кто - на мировой финансовый кризис, кто - на “горячую” политическую осень. Соответственно, и казахстанская тема звучала в этом году на пленарных заседаниях и панельных дискуссиях форума весьма слабо...
Между Кыргызстаном
и Россией
В первый день работы на форуме был презентован отчет Doing Business 2010. Это результат исследования, ежегодно проводящегося Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Эксперты мониторят ход реформ по всему миру и выводят глобальный рейтинг стран, в которых наиболее комфортно вести бизнес. В этом году, который объявлен рекордным, с точки зрения количества проведенных странами мира реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, регионы Восточной Европы и Центральной Азии опередили все остальные регионы по темпам реформирования. В докладе Doing Business 2010: Reforming through Difficult Times (Ведение бизнеса - 2010: Проведение реформ в трудные времена) отмечается, что 26 из 27 стран этих регионов реформировали системы регулирования предпринимательской деятельности с целью расширения возможностей отечественных предприятий.
В глобальном рейтинге наиболее благоприятным государством для бизнеса назван Сингапур, кстати, уже четвертый год подряд. На втором месте - Новая Зеландия. Однако в “командном зачете” победителем стали развивающиеся страны. Две трети всех реформ, зарегистрированных в докладе, были проведены в странах с низким уровнем дохода и с уровнем дохода ниже среднего. Особенно активно реформы проводились в странах Восточной Европы и Центральной Азии, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В регионе Восточной Европы и Центральной Азии в этом году по количеству и темпам реформ лидирует Грузия, следующие места занимают соответственно Эстония, Литва, Латвия.
Что касается глобального общемирового рейтинга, то здесь у Казахстана 63-е место. “За последний год в Казахстане были проведены три важные реформы - в области получения строительных разрешений, создания предприятий и в налогообложении, - говорит эксперт Международной финансовой корпорации по Центральной Азии Неждана Букова. - В частности, регулирование создания новых предприятий улучшилось за счет упрощения необходимых для этого документов и отмены требования регистрации в местной налоговой инспекции. В области, регулирующей получение строительных разрешений, было отменено требование оплаты подключения к электроэнергии, уменьшен срок рассмотрения документов и стоимость получения топографических обследований. Налоговая нагрузка на компании уменьшилась на 5,8 процента благодаря снижению ставки социального налога на 2008 год, а также ставки корпоративного подоходного налога с 30 до 20 процентов на 2009 год”.
Если сравнивать Казахстан с соседями, то Кыргызстан нас опередил и находится на 41-м месте в рейтинге. Как отмечается в докладе, Кыргызстан либерализовал процессы получения строительных разрешений и стройконтроля, провел реформы в трудовом законодательстве, регистрации собственности, уменьшил налоговое бремя и таможенное регулирование, а также расширил доступ бизнеса к кредитным ресурсам.
Россия, напротив, стоит ниже нас по рейтингу, занимая 120-ю позицию. В заслугу ей поставлены лишь новации в Законе о банкротстве, призванные ускорить процесс ликвидации компаний и сокращение корпоративного подоходного налога с 24 до 20 процентов. Была также несколько ускорена регистрация собственности благодаря введению так называемых кадастровых паспортов.
По словам г-жи Буковой, регион Центральной Азии был серьезно затронут глобальным финансовым кризисом, и это в какой-то мере подстегнуло проведение реформ: “Целый ряд правительств, в том числе и правительство Казахстана, реализовали меры по поддержке среднего и мелкого предпринимательства в качестве антикризисных мер. Темп реформ в Центральной Азии был очень высок в этом году. Ведущие реформаторы провели по 5-7 регуляторных реформ, многие из которых явились также антикризисными мерами”. В условиях кризиса особенно важно снижение административного бремени на компании, которое даст им возможность выжить в трудной ситуации, считает специалист Международной финансовой корпорации.
|
Экс-президент Польши Александр Квасневский (слева) и действующий председатель Европарламента Ежи Бузек |
Куда пойдет центральноазиатский
газ?
Второй обсуждавшейся на форуме темой, ключевой для Центрально-Азиатского региона, стала энергетическая безопасность Европейского союза. Последние российско-украинские газовые конфликты, повторяющиеся с пугающей периодичностью каждую зиму, заставили ЕС обратить взоры еще дальше на восток, в поисках стабильных и предсказуемых источников энергии. “Центральная Азия начинает приобретать значение ключевого региона для ЕС и других групп стран, зависимых от энергии, главным образом, в силу своего огромного потенциала как производителя и экспортера углеводородов. Однако этот регион находится в ловушке, образованной, с одной стороны, его амбициями играть роль экспортера нефти и газа, а с другой - тем, что великие державы ведут здесь свою политическую игру. Удастся ли государствам этого региона вырваться из-под тени России и вести свою собственную многостороннюю внешнюю политику?” - так был сформулирован синопсис панельной дискуссии, в которой приняли участие эксперты, специализирующиеся на Центральной Азии, а также специалисты из стран региона.
Однозначнее всех ответил на сформулированный вопрос Константин Симонов, генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности. “Наивно думать, что если Центральная Азия вырвется из-под опеки России, то она немедленно упадет в объятия Европейского союза, - считает г-н Симонов. - Более вероятно, что она тут же попадет в орбиту влияния Китая”.
Эту же мысль проиллюстрировала презентация, представленная в ходе дискуссии казахстанским журналом Petroleum. Согласно данным издания, уже сегодня Китай играет очень серьезную роль в нефтегазовом секторе Казахстана, владея значительными активами и продолжая их скупать в условиях мирового финансового кризиса. Если взглянуть на итоговые цифры 2007 года, чистая доля китайских компаний в нефтегазовом секторе Казахстана составляла по нефти 21,85 процента, а по газу - 13,34 процента общего объема добычи. С учетом последней сделки по покупке национальной компанией Китая 50-процентной доли АО “Мангыстаумунайгаз”, эти цифры условно выглядели бы следующим образом: по нефти - 26,01 процента, по газу - 13,97 процента. Что касается динамики присутствия КНР в нефтегазовом секторе Казахстана, она позитивная и растет как за счет увеличения объемов добычи китайскими компаниями, так и за счет приобретения новых активов. К примеру, за 2000-2007 годы доля китайских компаний по нефти увеличилась более чем в 3 раза, а по газу - почти в 4 раза.
Практически все добытые углеводороды китайские компании экспортируют себе на родину. Китай не просто скупает активы в соседнем Казахстане, он активно инвестирует в транспортные маршруты. В декабре 2005 года было завершено строительство первой очереди нефтепровода Казахстан - Китай, и уже в июле 2006-го по нему начались поставки сырья на НПЗ в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Летом 2007 года подписано соглашение о расширении этого нефтепровода, и уже в декабре начато строительство второй очереди нефтепровода Западный Казахстан - Китай, которое, как ожидается, будет завершено до конца текущего года. При этом труба дойдет до шельфа Каспийского моря, и мощность нефтепровода увеличится в 2 раза: до 20 миллионов тонн нефти с сегодняшних 10.
Аналогичная ситуация по газу. В июле прошлого года началось строительство казахстанского участка газопровода Туркменистан - Китай, завершение которого также запланировано на конец 2009 года. Пропускная способность магистрали составит 40 миллиардов кубометров в год. 10 июля 2009 года недалеко от Алматы прошла торжественная церемония завершения сварочных работ по строительству первой очереди газопровода Казахстан - Китай. Уже в конце сентября по этому участку газ из Туркменистана начнет экспортироваться через Узбекистан и Казахстан в КНР в объеме 13 миллиардов кубометров в год. Позже к нему присоединится узбекский и казахстанский газ.
Шухрат Хамидов, директор по внешнеэкономическим связям и инвестициям компании “Узбекэнерго”, вообще не хотел бы говорить о том, что Центральной Азии нужно делать выбор между Россией, Европой, Китаем или кем-нибудь еще. Он призвал Евросоюз отходить от политизации вопроса энергопоставок. “Регион находится в зоне, где трудно диктовать альтернативные маршруты транспортировки энергоносителей, - сказал он. - Только платежеспособный спрос и экономическая целесообразность будут определять наше участие и в “Набукко”, и в “Южном потоке”, и в других, каких бы то ни было новых проектах”, - заявил представитель Узбекистана.
Крыница - Алматы |