|
Ольга Медведева
Утром 12 февраля близ Алматы потерпел катастрофу боевой истребитель МИГ-29 казахстанских Сил воздушной обороны. Один из пилотов погиб, второй с тяжелыми травмами был прооперирован в военном госпитале
Как рассказал “НП” один из пилотов, в тот день в календаре авиабазы 65229 стояли учебные полеты. Неприятности у начальника штаба эскадрильи майора Александра Ковязина и летчика-инструктора подполковника Виталия Дильмухамедова начались сразу же после взлета: послышался скрежет и посторонние шумы в районе одного из двигателей, после чего он отключился. Экипаж принял стандартное для такого случая решение - посадить машину. Ни о каком выполнении учебного задания не могло быть и речи.
МИГ сделал небольшой круг для разворота. Скорость истребителя - 450 километров в час, до кромки посадочной полосы оставалось всего 150 метров...
В этот момент отказал второй двигатель. Автоматически сработала аварийная система катапультирования. Первым выбросило пилота из задней кабины. И это преимущество спасло Виталия Дильмухамедова. Буквально через доли секунды последовало катапультирование летчика из первой кабины. Парашют Саши Ковязина раскрыться не успел: не хватило высоты. В результате 35-летний Александр Ковязин погиб.
В летной школе будущих пилотов учат: чтобы раскрылся парашют и можно было приземлиться без проблем, необходимо, как минимум, 200 метров высоты. Но бывают исключения, как доказал российский летчик-испытатель Анатолий Квочер (когда во время испытаний загорелся двигатель МИГа, летчика катапультировало, можно сказать, с земли - с 9 метров, и он остался жив. -
Авт.). Но в данном случае от экипажа МИГ-29 ничего не зависело.
Виталий Дильмухамедов получил сильный ушиб всех органов, перелом обеих ног. После операции врачи констатировали его состояние как стабильно тяжелое.
На месте трагедии работает комиссия, которую возглавил командующий Силами воздушной обороны генерал-майор Александр Сорокин. Трагедия произошла в 11 часов 17 минут утра в шести километрах от авиабазы, расположенной близ поселка Жетыген. На месте падения найден бортовой самописец истребителя.
До окончания расследования на территории Казахстана отменены учебные полеты всех типов военных воздушных судов. Решение не случайное, и вот почему. Сейчас у казахстанской армии осталось 39 машин МИГ-29. Девятнадцать из них республике достались после развала Союза, еще 22 были доставлены в качестве компенсации в 1995 году прямо с аэродрома Кубинка, с завода-изготовителя. Срок эксплуатации 9 лет, максимум 11 лет, после чего самолет должен подвергаться полной ревизии, замене запчастей и прочее. У наших МИГов лимит давно закончился. Жизнь им продляли, по сути, волевыми решениями армейских чинов, потому что капитально ремонтировать было невыгодно: если новый стоит примерно 35 миллионов долларов, то ремонт обходится в две трети от цены.
По правилам, чтобы поднять в воздух самолет с истекшим сроком эксплуатации, нужно делать заявку в фирму-изготовитель - РСК “МИГ” (Москва), после чего его проверят и дадут разрешение, только если генеральный конструктор даст заключение, что летать не опасно.
Как утверждает наш авторитетный источник, самое уязвимое место МИГов - топливная автоматика, особенно резинотехнические узлы... Однако двигатели МИГа, на котором летал Ковязин, ремонтировались, и сравнительно недавно. Правда, почему-то не на родном заводе в России, а на Украине, в городе Луцке. И теперь украинцам, видимо, предстоит объясниться. Впрочем, неполадки в двигателе, гидросистеме и прочее - пока это только версия, настоящую причину аварии выявит специальная комиссия.
Подполковник Виталий Дильмухамедов - выпускник Ставропольского высшего военного авиационного училища. Общий налет 890 часов, из них 356 на МИГ-29. Женат, воспитывает сына.
Погибший майор Александр Ковязин окончил Барнаульское высшее военное летное училище. Офицер налетал на боевых самолетах 237 часов. По словам товарищей, раньше он летал на самолетах марки СУ, но поскольку “сушки” долгое время стояли на приколе, а летчиков на боевое дежурство не хватало, Сашу перевели на МИГ. Он этому очень радовался.
У майора Ковязина остались жена Светлана и семилетняя дочь Настя.
Вчера в редакцию “НП” позвонили жены летчиков с просьбой помочь вдове: “Света сейчас в шоковом состоянии. Приехало начальство. У гроба они все говорят красивые слова, а потом все забудут. Мы уже сталкивались с тем, что Министерство обороны выполняет не все, что положено. Светлане еще достанется со сбором разных справок для получения пособия. К сожалению, материальное положение Ковязиных оставляет желать лучшего, как, впрочем, и всех наших летчиков. А бюрократы навариваются на всем, даже на чужом горе”.
Вчера с погибшим офицером прощались на аэродроме Жетыген. Похороны пройдут на родине - селе Гайдуково под Петропавловском.
Напомним также, что сегодняшняя авиакатастрофа произошла через год после аналогичного происшествия в Карагандинской области. 16 февраля прошлого года там разбился истребитель-перехватчик МИГ-31. Оба пилота погибли. Причиной аварии была названа техническая неисправность.
Следует также отметить некую закономерность. Первое: все аварии почему-то происходят на взлете и посадке, а это - самое элементарное для пилота дело. Второе: все аварии групповые, то есть в машине по два пилота - двойной запас опыта. Третье: все аварии при нормальных, если не сказать идеальных, метеоусловиях. Страшно представить, как поведет себя наша армейская авиация в настоящем бою и в неблагоприятных погодных условиях. |