|
Телеграфный столб бьет автомобиль только в порядке самозащиты
Водитель - самый проблемный узел машины
Произошедшая в Алматы на этих днях страшная автокатастрофа заставила отвлечься от солнечных летних тем и вновь, в который уж раз, обратиться к тому, что происходит с нашим автомобильным движением и с автохозяйством в целом.
В воскресенье, спускаясь по горной дороге в сторону города, “сорвался” грузовик, который раздавил и смял десять человек. По какой конкретной причине это произошло, пока сказать никто не может. То ли тормоза отказали, то ли с водителем, который, кстати, тоже погиб, что-то приключилось. Произошедшее вызвало шквал комментариев и упреков в сторону властей, которые, мол, плохо смотрят за автохозяйством и водителями, за дорогами и состоянием придорожных остановок, за режимом работы автосредств и отдыха водителей.
Все так. Смотрят плохо. Или вообще не смотрят. Это правда, и пусть ее попытается кто-то опровергнуть. В данном случае уместно грубое, но как нельзя емкое и все объясняющее слово - “бардак”. Именно им можно охарактеризовать то, что происходит у нас и на трассах, и в целом с движением автотранспорта.
Справедливости ради можно заметить, что на дорогах, к примеру, алматинских, еще как-то кто-то что-то соблюдает. Это не Бишкек или Ташкент, где авто с места стартуют так, будто на гонке “Формула-1”, пешеходов игнорируют везде и всюду, включая пешеходные переходы, а следование сигналам светофора считают личным оскорблением. У нас этого пока что нет. Но, думается, еще не вечер, все у нас, как всегда и во всем, впереди.
И вот почему. Конечно, от власти зависит очень, очень многое. Но далеко не все в этой жизни. Власть не может заглядывать в каждый движок и смотреть, заменил ли водила масло, проверил ли тормоза, отрегулировал ли передачу и т.д. Да, мы согласны, в целом власть не может, к примеру, элементарного - навести простой порядок с парковками в городе. Не может и не хочет. Но это не означает, что ставить машину можно где захочется - и во дворах, и на детских площадках, и перегораживая пандусы для инвалидов.
Власть наша не может преградить поступление грязных, старых, отвратительных машин, которые не только отравляют наш воздух, но и заливают маслом землю. Но кто нас-то заставляет ездить на этом хламе? Кто нам не позволяет относиться к своей стране с уважением и не загаживать ее своими автоотходами?
Бардак происходит повсеместно, но начало свое, как известно, берет в головах. Когда всем на все наплевать - и уважать друг друга совсем необязательно. Более того, воспитанность, взаимоуважение и общественная дисциплина становятся атавизмом и обузой. А вот наглость, хамство и пренебрежение элементарными правилами общежития - нормой. Кто, например, заставил погибшего водителя работать в выходной? Почему вообще на наших стройках и других объектах игнорируются простые правила, согласно которым должен соблюдаться покой и тишина хотя бы в выходные дни?
Мы уже неоднократно сравнивали, как ездят “у них” и как “у нас”. Эти сравнения, быть может, набили оскомину. Но приводим их мы отнюдь не для того, чтобы себя самих унизить, а кого-то - возвысить. Говорим об этом только для того, чтобы мы сами задумались над тем, как живем и почему так.
Так вот, позволим себе еще одно, которое уж по счету сравнение. Проезжая часть одной из самых оживленных магистралей Лондона - улицы Оксфорд-стрит - по нашим понятиям такая узкая, что проехать по ней крайне сложно. Она в три раза уже, чем проезжая часть нашего проспекта имени Абылай хана. Но пробок там и бардака неизмеримо меньше, чем на нашем широченном проспекте. Может, попытаемся ответить на вопрос: а почему? |