|
Алан Байтенов
Еще не прошел шок от трагической гибели 4 промышленных альпинистов, как общество встряхнуло с новой силой. В минувшие выходные в ущелье Алма-Арасан на участке дороги Алматы - Космостанция, произошло одно из самых крупных ДТП за всю историю Казахстана - большегруз китайского производства убил 10 человек. Водитель также погиб.
Но вот что еще заставляет задуматься. Прибыв на место аварии, мы обнаружили, что все следы трагедии как будто намеренно похоронены под свежим слоем земли. Участок около экологического поста старательно обработан тяжелой строительной техникой. Насторожило нас также и то, что некоторые СМИ вообще не коснулись этой темы, а представители компании, которой принадлежал самосвал, воздерживаются от публичных заявлений. Все это аккурат наталкивает на мысль - инцидент пытаются если не замять, то... приглушить
Готовя материал, мы не могли не побывать на месте трагедии. Тем более что за экологическим постом, чуть дальше серпантина, что уходит на БАО, располагается база ТОО “Прогресс” - одного из подрядчиков проекта реконструкции дороги Алматы - Космостанция, которой и принадлежал злосчастный китайский самосвал.
Через день после трагедии мы с “рюкзаком” вопросов отправились в горы. Поднимаясь, задерживаться на месте аварии не стали, решено было сначала поговорить с руководителями этого строительного участка. Как ни странно, все, кто уполномочен говорить, оказались на месте. Однако от этого мало пользы - менеджеры, как один, хранили молчание, “отфутболивая” в главный офис ТОО “Прогресс”. Ссылались на то, что все произошло в воскресенье, следовательно, никого не было на участке и, мол, документация изъята следственными органами, вот к ним и обращайтесь.
Поведение руководителей этого участка совершенно понятно: виновник ДТП погиб, следовательно, есть вероятность, что все можно списать либо на него, либо на техническое состояние машины. Во всяком случае, пока главный офис не определился с версией, комментариев не будет. А вдруг кто-то скажет что-то неудобное, что потом можно будет использовать против них?.. Молчит и обычный персонал.
Водители, что в момент нашего визита занимались обслуживанием своей техники, также воздержались от каких-либо комментариев. Дошло даже до того, что наотрез отказались назвать имя и фамилию погибшего товарища. А это еще раз доказывает, что, по всей вероятности, было четкое указание: “Молчать или можешь потерять работу”. Это также наталкивает на мысль, что не все чисто в этой истории, либо с водителем что-то было не в порядке, либо с техникой. И об этом кто-то действительно знал еще до аварии.
Хотя немного “попытав” одного из “новеньких”, нам удалось вытянуть из него хотя бы версию. Вполне возможно, что двигатель 12-тонного самосвала “пошел в разнос”. Это хоть и редко, но бывает, в большинстве случаев - из-за неисправности топливной аппаратуры дизельного двигателя. В этом случае дизель может набрать максимальные обороты, и тогда его уже не заглушить привычным способом, только если перекроешь подачу воздуха или топлива. Что в панике можно и забыть сделать. Водитель хотел распространить свою версию, однако нас на самом интересном месте разговора прервали и попросили удалиться с объекта.
Не став спорить с представителями компании, мы покинули территорию базы. Предстоял спуск и разговор с непосредственными свидетелями случившегося, а именно с инспекторами экологического поста, которые дежурили в день трагедии. Пока спускались, специально обращали внимание на наличие “ловушек”, которые, как правило, должны присутствовать на дорогах с большим градусом уклона.
Это специальные аварийные “карманы”, которые представляют собой резкий подъем вверх или засыпанную гравием площадку. Первый тип встречается по дороге на “Медеу”. Однако ничего подобного по пути обнаружено не было. Случись отказ техники, не дай бог, еще раз, водителю и деться-то некуда. По обочинам дороги - либо отвесная скала, либо многочисленные кафе. Хотя вполне возможно, что при наличии таких вот методов экстренной остановки транспорта трагедии удалось бы избежать. По крайней мере, осталось бы меньше вопросов относительно адекватности погибшего водителя в момент управления самосвалом. Напомним, что сейчас очень много версий относительно состояния его здоровья.
“Вон видите, перед постом “лежачий полицейский”. Автомашина Toyota Corolla перед препятствием скинула скорость и начала потихоньку подъезжать к посту. В этот момент за автомашиной показался китайский большегруз, который шел с характерным для несущегося грузовика ревом. И где-то метров за десять до поста китайский самосвал сзади стукнул легковушку, от чего она влетела в опору крыши экопоста. После чего самосвал пролетел дальше и въехал в остановочный комплекс. При этом мы не видели, чтобы большегруз “фарил” или сигналил, предупреждая об опасности. Скорость самосвала составляла примерно 80-90 километров в час”, - рассказывает о случившемся инспектор-контролер Батыр Киргабаков.
|
Кто следующий из этих красавцев? |
Там же, на посту, с нами поделились и такой информацией: “Мы, конечно, не видели, зацепил ли он автомашины наверху, примерно на развилке Алма-Арасан - Космостанция. Но люди приезжали оттуда и говорили, что он там несколько машин повредил”. От развилки и до поста примерно 2-3 километра. Вполне возможно, что у грузовика начались проблемы с управлением еще тогда, поэтому в конце спуска он и шел с такой скоростью. Не мудрено, что самосвал разрушил остановку, собранную из бетонных плит еще в советское время.
Согласно официальным источникам, у следственных органов две версии. Первая - это техническая неисправность транспортного средства и тормозной системы. Вторая - человеческий фактор: внезапная потеря сознания водителем, сон, возраст, условия труда и отдыха. Об этом в официальном комментарии заявил председатель Комитете дорожной полиции Кайрат Тыныбеков. Практически признав, что, вполне возможно, во всем виновата техника, власти приняли решение устроить тотальную проверку всего большегрузного транспорта. Как всегда, власти только реагируют на случившееся несчастье. Будь механизм проверок отлажен, жертв можно было бы избежать.
Во все времена к водителям и к их крупногабаритному и грузовому транспорту предъявлялись повышенные требования. Сейчас же порядки изменились, балом правят строительные компании. По большому счету, всему, что случилось в последнее время: смерть детей при строительстве дорожных развязок, гибель промышленных альпинистов или эта авария, унесшая десяток жизней, можно найти одну причину - грубо нарушена техника безопасности. Этот злополучный “китаец” - только один из армии потенциальных убийц. Мы, например, не удивимся, если техосмотр для всего парка покупается оптом... Согласитесь, ведь это не первый случай, когда виновниками ДТП ставятся большегрузные авто из-за технических неисправностей.
Неслабое влияние строительных компаний ощущается особенно сильно в последнее время. И одно из его проявлений - молчание некоторых СМИ относительно этой трагедии. Как вы, наверное, уже успели заметить, ни одна из этих катастроф не получила достаточного общественного резонанса. Дыхания смерти как-то многие и не заметили. По всему видно, что компании-убийцы прилагают максимум усилий, чтобы общество как можно меньше знало о произошедшем. К слову, мы посещали также и главный офис компании “Прогресс”, однако там наотрез отказались давать какие-либо комментарии.
Вообще-то по нравственным нормам, принятым во всем цивилизованном мире, к которому Казахстан себя причисляет, в подобных случаях компания первой обращается к родственникам погибших с соболезнованиями и покаянием. Можно предположить, что и в СССР бы, как минимум, несколько человек схватили срок. Ну а как разобрались бы с этим в Китае, даже и подумать страшно.
Как все закончится у нас? Не исключено, что и так: пройдут городские проверки техники, накажут для статистики несколько организаций и на этом остынут. Не примут решения для обязательного медицинского и технического освидетельствования перед рейсом, не предусмотрят на этой трассе спасительных “ловушек”. Все опять пойдет своим чередом, “строители” продолжат гнаться за объемами и сроками, не обращая внимания ни на что вокруг, а официальные власти, скорее всего, дадут им в этом волю в обмен на привычный откат.
Это не единственное ДТП, в котором фигурирует большегруз китайского производства. В 2007 и 2008 годах на трассе, что ведет на высокогорный каток “Медеу”, уже происходили подобного рода аварии. Причины идентичны - неадекватное поведение такой техники в условиях высокогорья. Однако тогда обходилось без жертв, поэтому инциденты легче было скрыть. На что, собственно, строительные фирмы и кидали все силы. Но прояви власти должное внимание к этой проблеме еще пару лет назад, недавней трагедии можно было бы избежать. По иронии судьбы, название того самосвала китайского производства идентично названию австрийской штурмовой винтовки Steyr (“Штейр”). |