Ярослава Науменко
Во времена обесценивания даже “голубых фишек”, акции иных китайских компаний прирастают на 1000 процентов! Фондовый рынок Китая стремительно рвется в лидеры: суммарная рыночная стоимость всех обращающихся на нем ценных бумаг превышает 3 триллиона долларов. Эксперты в таком росте видят скорый перегрев, тем более что два года назад рынок уже “падал”. Не “упал” бы он в этот раз на нас...
Как на нас сказываются соседские неурядицы, мы уже видели. Пока китайские власти разбирались в отношениях с уйгурской диаспорой, на алматинских барахолках (и на рынках Подмосковья) ассортимент побледнел, цены на вещи подскочили, а продавцы и покупатели разнервничались.
Первое правило “азбуки инвестора” гласит: чем быстрее рост, тем сильнее будет падение. Обвал на китайском фондовом рынке, произошедший два года назад, повлек моментальное снижение котировок и на мировых площадках.
Главный же вопрос - с чего вдруг китайские акции прибавляют рекордными темпами и не пахнет ли это очередным “пузырем”? На фоне повальной рецессии соседнее государство, конечно, выглядит неплохо - ВВП Китая вырос на 7 процентов. Но именно такие “тихие гавани” и становятся лакомым куском для сметливых спекулянтов.
Самый состоятельный в мире инвестор Уоррен Баффет (или “самый крупный спекулянт”, как его окрестили в западных СМИ) был обвинен газетой “Гардиан” в раздувании биржевого “пузыря” вместе с дельцами с Уолл-Стрит. Ни для кого не секрет, что с “пепелищ” спекулянты двинулись “обживать” новые территории. А тут и доклад Конференции ООН по торговле и развитию масла в огонь подливает: “Китай в период с 2009 по 2011 годы будет являться самым привлекательным рынком для инвестиций крупных транснациональных компаний”. Но крупных компаний единицы, в основном на биржах обретаются разного уровня спекулянты (спекуляции вообще называют “душой” биржи). Бизнесмены, работающие в Китае, рассказывают, что здесь к долгосрочному инвестированию относятся совершенно без энтузиазма, предпочитая риск и большие барыши.
Пока за игру на бирже ни в одной стране мира не сажают. Иногда кажется - зря. Падение американского банка “Леман Бразерс”, не самого крупного и уж не системообразующего точно, повлекло серьезную цепочку банкротств. А все потому, что он был завязан во многих операциях со многими компаниями и инструментами. Вот и “сошелся клином белый свет”.
А теперь представим, что хаос может наступить не в отдельно взятой области, а во всей стране. Как отреагируют власти Китая (представители компартии, далекие по своему духу от западного либерализма) на возможное крушение фондового рынка? Там же каждый второй житель - инвестор. Что случится, если крестьянин или торговец, вложившийся в акции, после биржевых дефолтов окажется держателем обесценившихся в разы “бумажек”?
Нам нужно помнить, что мы живем почти у подножия вулкана. А готовы ли к возможному биржевому кризису в Китае казахстанские бизнесмены? Товарооборот уже достиг 4,5 миллиарда долларов, Китай скупает почти всю нашу экспортную нефть. Если он “схлопнется”, что мы будем делать с согражданами, жившими исключительно за счет этой страны?
На смену прежней эйфории идет новая. Доселе мы полностью полагались на дорожающую нефть, теперь будем верить в бесконечный рост Китая (и нас за компанию). Но странно говорить о независимости, когда казахстанская экономика зависит то от американской ипотеки, то от китайского ВВП... Что мы будем делать, если “китайское чудо” вдруг обернется “китайским кошмаром”? |