Ярослава Науменко
Главной темой последнего времени стало заявление председателя правления фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” Кайрата Келимбетова о том, что в ближайшее время Нацбанку и Агентству по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, возможно, предстоит объединение
В сферу компетенции АФН входят банки, страховой рынок, фондовый рынок и НПФ. Агентству в очередной раз было поставлено в укор, что оно не усмотрело за объемами внешних займов казахстанских банков. Помимо прочего иные из них вели бизнес довольно рискованно. Глава “Самрук-Казына” полагает, что у Нацбанка есть сильные кадры, они смогли бы поднять уровень финансового надзора в республике на новую ступень (например, суровый Григорий Марченко, “мистер Нет”, как назвал его в интервью Келимбетов).
Крайних ищут сейчас везде. Называют американских политиков и миллионеров Джоржа Сороса, Билла Клинтона, Алана Гриспена и Джоржа Буша, ругают безответственных заемщиков по всему миру и китайцев с их хитрой экономичской политикой.
Однако и у АФН есть, что ответить экс-министру экономики и бюджетного планирования (Кайрат Келимбетов занимал эту должность до 2006 года).
На пресс-конференции, посвященной итогам работы агентства за первое полугодие, Елена Бахмутова, председатель правления АФН, заметила: никто из многочисленных выступавших против действий регулятора толком не раскрывал суть своих претензий и не назвал конкретных ошибок.
- Предупреждать кризис - вообще неблагодарная тема. Только очень наивный человек может считать АФН виноватым в кризисе, - говорит Елена Бахмутова. - Причины нашего кризиса носят длительный характер. Началось все со структурных проблем экономики, главные из которых - сырьевая направленность, незавершенные попытки создания производственного сектора малого бизнеса и теневой стиль ведения бизнеса. Без уплаты налогов и с засекреченными владельцами. В итоге сформировались серьезные риски. А дальше наша экономика просто не смогла переварить пришедшие из-за рубежа дешевые деньги без последующего надутия пузыря.
Идею объединения функций Национального банка и мегарегулятора АФН глава Нацбанка Григорий Марченко считает нецелесообразной.
- Одновременно курировать и денежно-кредитную политику, и надзор один и тот же человек и не может, и, главное, не должен, - пишет финансист в книге “Финансы как творчество”.
Григорий Марченко в своем труде дает четкое объяснение, почему.
- Не только по соображениям физической возможности, но также и принципиально: на стыке этих работ возможен конфликт интересов. Дело тут вот в чем.
В служебные обязанности чиновника, отвечающего за денежно-кредитную политику, входит задача регулирования объема совокупного денежного оборота. Поэтому он, как правило, стремится уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Но если возникла задача спасения того или иного банка, то человек, отвечающий за банковский надзор, наоборот, должен принимать меры, обеспечивающее поддержание (или восстановление) платежеспособности банка, а делается это чаще всего именно путем выдачи кредита. И вот конфликт уже вырос в полный рост... В идеале надзор вообще выносится в отдельный орган - так называемый мегарегулятор.
И именно Марченко пять лет назад был инициатором размежевания функций и полномочий Нацбанка и АФН (после девяностых Нацбанк уже занимался многим).
- У семи нянек дитя подвергается системным рискам. А у нас финансовым надзором занимается исключительно агентство, - сформулировал Марченко задачу АФН. - Есть немало стран, где в качестве “надсмотрщиков” выступают центральные банки, хотя в последнее время наблюдается тенденция передачи полномочий мегарегуляторам по вышеназванным причинам. |