|
Юлиана Жихорь
Планы властей по реформированию коммунальной сферы продолжают волновать ряды обывателей. Еще бы, за годы независимости Казахстан умудрился пережить несколько модификаций аналогичных реформ. Судя по печальному нынешнему состоянию коммунальных сетей, ничем хорошим они не закончились. Нынешний этап реформ, может, поднимет отрасль с колен, но, видимо, серьезно ударит по карману граждан. И фантасмагория относительно того, что в будущем унитазы и трубы будут золотыми, рискует подтвердиться
На днях премьер-министр представил главу нового ведомства - Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серика Нокина. Именно на эту структуру возложена почетная и трудновыполнимая миссия усовершенствовать систему госрегулирования строительной отрасли и осуществлять контроль и мониторинг реализации программы реформирования ЖКХ. То есть довести коммуналку до мировых стандартов. Или хотя бы вывести ее из состояния комы.
Лечить отрасль решено инъекциями частных инвестиций. Но поскольку опыт приватизации коммуналки, равно как и внеконкурсная передача ее в управление отечественным и зарубежным компаниям, оказался не очень успешным, то решено пойти другим путем - сохранить объекты в собственности государства, отдав их в управление компаниям, доказавшим во время открытых конкурсов свои наибольшие возможности для реанимации объектов.
Но, привлекая частный бизнес к управлению коммунальным комплексом, необходимо учитывать, что организация обеспечения коммунальными услугами является сферой ответственности органов местного самоуправления, то бишь акиматов. Именно они в итоге отвечают перед населением за качественное и бесперебойное предоставление услуг. А значит, государство (в лице акиматов) должно выстроить взаимоотношения с частным сектором таким образом, чтобы не потерять рычагов влияния на ситуацию в этой сфере. Одним из действенных способов для этого является сохранение права собственности на объекты муниципальной инфраструктуры за государством, а частный бизнес должен привлекаться лишь к управлению этими объектами. Он может осуществлять в них инвестиции, но по окончании действия договора все объекты должны возвращаться в муниципальную собственность.
Единственная загвоздка - захочет ли бизнес идти в сферу, половина активов которой требует экстренного ремонта (47,7 процента всех водоводов страны нуждаются в замене; в обеих столицах уровень износа в среднем составляет по сетям от 65 процентов (тепловые сети) до 73 процентов (электрические сети), по сооружениям от 58 процентов (водопроводные насосные станции) до 74,2 процента (очистные сооружения канализации), до 90 процентов износ по энергогенерирующим мощностям.
Ведь любой инвестор приходит на проект в целях извлечения прибыли. А это значит, что и тарифы на его услуги должны покрывать все запланированные издержки. Сейчас доля услуг естественных монополистов превышает две трети общих издержек производства, и повышение цен и тарифов на их услуги является генератором всеобщего роста цен.
При дальнейшем повышении цен на их услуги общий социально-экономический фон в стране вряд ли улучшится, даже если повысится качество услуг. Поэтому необходим поиск четкого баланса между необходимостью модернизации и интересами обывателей.
Наиболее оптимальным способом является минимизация потерь. Сейчас, по разным расчетам, объем потерь в водо- и электроснабжении варьируется от 30 до 70 процентов, что находит соответствующее отражение и в стоимости услуг этих снабжающих организаций.
В ряде европейских стран (Франция, Италия, Испания), где коммунальная сфера находится преимущественно в частном управлении (в концессии), основные инвестиции, вложенные на первоначальном этапе в замену и модернизацию производства, отбивались как раз за счет сокращения суммы потерь - то есть при зафиксированном тарифе при отсутствии потерь инвесторы не только достаточно быстро “отбивали” вложения, но и получали достаточно весомую прибыль.
Надо отметить, что, несмотря на общее снижение в последние годы частных инвестиций в инфраструктурные проекты, объем вложений в коммунальный сектор в мире остается в среднем на прежнем уровне.
Привлекательной для частного бизнеса коммунальную сферу делает ряд факторов. В первую очередь это наличие абсолютно ликвидных активов - платежей населения при постоянном рынке сбыта и фиксированной стоимости услуг, потребление которых не зависит ни от уровня доходов населения, ни от социально-политической ситуации в стране. А также возможности предоставлять дополнительные услуги и получать дополнительные доходы.
Однако в Казахстане почему-то пришли к выводу, что подобная схема вряд ли устроит инвесторов. И последние несколько лет в правительстве упорно говорят о необходимости роста тарифов на электроэнергию, мотивируя это изысканием как раз тех необходимых на модернизацию оборудования средств. Мол, текущих тарифов еле-еле хватает на амортизацию, про замену же оборудования и сетей и речи быть не может. Хотя, по подсчетам представителей Коммунистической народной партии Казахстана, только в производстве электроэнергии у страны огромные неиспользованные возможности: “Страна производит сейчас 76 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, тогда как в 1989 году производила около 90 миллиардов”, - говорится в заявлении бюро Центрального комитета КНПК. Все же намерения повысить тарифы до “требуемого уровня” коммунисты считают “желанием монополистов нарастить свою прибыль”. И, судя по приведенным выше расчетам, в чем-то они правы.
Насколько рыночные методы будут применены при реализации Концепции реформирования коммунальной сферы, реализация которой начнется уже со следующего года, станет известно только в процессе ее исполнения. Однако уже сейчас становится понятным, что европейский сценарий - получение прибыли за счет снижения затрат - вряд ли будет использован на казахстанской земле. Ибо отечественный рынок, несмотря на достаточно долгий этап становления, до сих пор остается на уровне базарного первоначального накопления...
Астана |