|
Алла Иванилова
Перед тем, как в Казахстан пришел грипп А/Н1N1, общественность долго обсуждала вспышки конго-крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ) в Южно-Казахстанской области. Пока медики борются с опасным гриппом, на юге страны противостоят распространению болезни, передающейся человеку от клещей
В период с апреля по июль в Казахстане было зарегистрировано 17 случаев заболевания конго-крымской геморрагической лихорадкой, шесть из них - с летальным исходом. Насчитывается 316 контактных с больными лиц. Большинство заболевших, а это 14 человек, проживает в Южно-Казахстанской области. Туркестан - город, ставший эпицентром ККГЛ. Там зарегистрировано 10 случаев, пять из них оказались смертельными.
Напомним, что первый случай заболевания конго-крымской геморрагической лихорадкой, потянувший за собой цепочку остальных, произошел в Туркестане в конце июня. Роженице, поступившей в районную больницу, было сделано несколько операций в связи с постродовыми осложнениями. На десятые сутки после родов мать и ребенок скончались. В течение следующей недели погибли еще три человека: двое хирургов, оперировавших женщину, и врач-неонатолог, наблюдавший за новорожденным.
На этой неделе министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев огласил итоги работы комиссии, созданной для расследования причин заражения конго-крымской лихорадкой в Туркестане. “Мы пришли к выводу, что женщина после родов заразилась от укуса клеща. Потом через грудное молоко заразился ребенок”, - констатировал глава Минздрава Жаксылык Доскалиев.
Ранее чиновники заявляли, что у роженицы по результатам анализов данное заболевание не обнаружено.
Сегодня врачи говорят обратное, уточняя, что женщина заболела после родов. “Заболевание имело стертый характер, поэтому врачи ошиблись, они даже не предполагали, что у нее данное заболевание”, - заметил министр здравоохранения.
В ходе обследования во дворе ее дома были обнаружены клещи, которые и явились переносчиками инфекции. Найден ответ и на самый главный вопрос. “Отрицательные результаты ПЦР у Ш.Исмаиловой (роженица. -
“НП”) являются следствием хранения патологического материала в растворе формалина, к которому вирус конго-крымской геморрагической лихорадки очень чувствителен и быстро погибает”, - отметил Жаксылык Доскалиев. Наличие экзотической лихорадки можно определить по свежей крови, а так как женщина была похоронена, то исследования проводились на основе тех биоматериалов, которые были изъяты при вскрытии.
Медики прояснили и ряд других странных противоречий. Так, во время первой операции от женщины никто из врачей не заразился. После повторного медицинского вмешательства, как известно, заболели и умерли трое медиков. Комиссия объяснила данное обстоятельство тем, что во время второй операции эти три врача не пользовались перчатками. Прямой контакт с кровью привел к заражению, а в дальнейшем и к гибели. Погибший врач-неонатолог также контактировала с ребенком без перчаток. К тому же она обратилась за медпомощью слишком поздно.
Комиссия свое дело сделала - выяснила, что именно роженица стала источником заражения медицинских работников в ЮКО. Но самым главным виновником произошедшего является клещ. “Мы же не можем насекомых обвинять... Клещ в природе живет, это среда его обитания. Если мы всех клещей, условно говоря, уничтожим, то на их место придет другое насекомое”, - заметил Жаксылык Доскалиев.
На юге страны уже проведены противоклещевые обработки вокруг 89 неблагополучных по ККГЛ населенных пунктов. Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Южно-Казахстанской области попросил акиматы городов и районов дополнительно выделить средства на дезинфекционную обработку. Одними из первых поддержали просьбу в Туркестане. Местный акимат выделил 650 тысяч тенге и начал обработку. В дальнейшем город планирует направить на эти цели еще более двух миллионов тенге.
Кроме того, по линии ЧС из областного бюджета будет выделено 20 миллионов тенге, из республиканского - более 200 миллионов тенге. Это позволит провести расширенную обработку земли против опасного клеща, природным очагом распространения которого является ЮКО. Ежегодная обработка, которая проводится в области, проходит лишь в тех регионах, где в предыдущие годы были зафиксированы случаи заболевания людей ККГЛ.
Так, в этом году обработано 53 населенных пункта в 6 районах. Это всего 1 миллион 900 тысяч квадратных метров площади, а в ценовом отношении потрачено 3 миллиона 700 тысяч тенге. По мнению начальника департамента санитарно-эпидемиологического надзора по ЮКО Берика Торгаутова, “выделяемая сумма и проводимая работа - мизерные. Большого эффекта они могут и не дать”.
Минздрав предупреждает: в случае появления необъяснимых кровотечений и подъема температуры с мая по октябрь - обращаться к врачу. Лечение в первые сутки высокоэффективно. Особенно это касается жителей Жамбылской, Южно-Казахстанской и Кызылординской областей. По словам министра, сегодня даже условия районной больницы позволяют вылечить человека от этого заболевания. “Там на сегодняшний день имеется достаточное количество аппаратуры, реагентов для того, чтобы поставить данный диагноз”, - констатировал Жаксылык Доскалиев. Наиболее эффективным средством является введение иммунной плазмы. В каждом районе ЮКО имеется по 10-15 доз данного препарата.
История болезни
Заболевшим медикам, оперировавшим роженицу, первоначально поставили диагноз ОРВИ. Однако после того, как они один за другим умерли, столь загадочными обстоятельствами заинтересовалась прокуратура. Прибывшие на место представители надзорного органа констатировали, что медиками первоначально был поставлен неправильный диагноз. Более того, управление здравоохранения Южно-Казахстанской области даже после смерти коллег-врачей не приняло мер по установлению причин заболевания и его локализации. Такие действия прокуратура расценила как желание скрыть факт массового заболевания.
Вскоре на место событий выехал и сам министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев. Главный врач страны лично контролировал работу комиссии, созданной по этому факту. После того, как министр побывал в центральной районной больнице города Туркестан, встретился с руководством области и управления здравоохранения, он заявил на пресс-конференции журналистам, что туркестанские медики и облздрав не пытались скрыть факт заражения врачей. “Это невероятный факт, который не скроешь”, - высказался в их защиту Жаксылык Доскалиев.
Хотя, по словам министра, областное управление здравоохранения и не пыталось скрыть факт заражения, аким области, вероятно, на всякий случай сменил руководство в данном госучреждении. Новым начальником был назначен Жумагали Исмаилов. Ранее занимавший эту должность Ануарбек Маймаков стал главным врачом областной детской больницы. Новый руководитель сразу же успокоил общественность: до всех врачей, начиная с первичного уровня, информация доведена, они “профессионально насторожены”, в медицинских учреждениях в достаточном количестве подготовлены необходимые препараты.
Несмотря на заверения нового главы областного управления здравоохранения, больному, поступившему в инфекционную больницу Туркестана 21 июля, понадобилось 8 дней и обращение к четырем разным врачам, чтобы узнать, что он болен ККГЛ. 42-летний житель села Новый Икан заболел 14 июля. Он обратился сначала к фельдшеру, который назначил ему жаропонижающее средство. Потом к врачу в Туркестане. Тот выписал аналогичный рецепт. После того, как лекарства не помогли, больному порекомендовали обратиться к врачу-лору. При осмотре врач заметил мелкие кровотечения из десен и отправил мужчину к стоматологу. И лишь стоматолог вызвал скорую помощь и больного направили в инфекционную больницу Туркестана. Уже там врачи поставили ему диагноз “конго-крымская геморрагическая лихорадка”.
Астана |