|
Любое “вчера” было когда-то освежающим “завтра”
Летом у каждого есть шанс нагреться
Завершение второй сессии четвертого созыва казахстанского парламента наверняка событием нашей общественной или внутриполитической жизни не назовешь. В этой жизни так уж повелось - парламент парламентом, а мы, это мы. Он, парламент, выпускает законы, казалось бы, для нас. А мы знаем, по каким законам или иным предписаниям живем, потому и законы нам иногда ни к чему.
Хотя государство у нас правовое и правами владеют все. Но разными. Одни владеют правами на “Мерседесы”, тогда как другие - правами на переход улицы в довольно опасном, но в отведенном для этого месте. Но после того, как благоразумно пропустят “Мерседесы”. Иначе не получается.
Парламентарии поздравили друг друга с проделанной работой и разъехались на каникулы, намереваясь осенью собраться вновь. А среди нас поползли слухи, что осенью их уже никто не соберет, так как грянут новые выборы и будет уже другой парламент. Но эти слухи ползут всегда и при всех составах парламентов.
Иногда слухи подтверждаются, но чаще всего оказываются сплетнями. На этот раз они возникли в преддверии председательства Казахстана в ОБСЕ. Мол, стране нужен уже не однопартийный, а, как минимум, двухпартийный парламент. Кто-то в ОБСЕ сильно озабочен тем, что он у нас не такой, как им нужен. Поэтому, мол, парламент, как положено (это уже у нас), к осени самораспустится, и в новый его состав включат, естественно, после выборов, депутатов от второй партии, которая должна до этих выборов договориться со старой партией, основной.
Из всего следует, что реальным событием здесь будет либо новая сессия старого, либо первая сессия уже нового парламента, но уже со второй партией. Изменится ли от этого что-нибудь в нашем парламентаризме? Кто знает. Может, и изменится. Во всяком случае, в мажилисе наверняка появится больше колоритных личностей, которые будут нас чаще радовать сочными выражениями и замысловатыми изречениями.
А в остальном прошедшее на этой неделе полугодие можно резюмировать разве что умеренным оптимизмом: хорошо, что не было хуже. Кризис, которым так все друг друга пугают, идет себе потихоньку, под шумок о его якобы затухании. Никто толком понять и объяснить происходящее не может, но каждый имеет свое суждение - в чем есть его, кризиса, суть и причина и когда он примерно может кончиться. Есть мнение, что цены еще сильно подскочат, есть - что подскочат, но не сильно. Говорят, что тенге опять девальвируют. Или девальвируют, но не опять, а постепенно.
А между тем наш главный, жизненно важный и единственный стратегический экспортный товар - нефть - продолжал все минувшее полугодие тревожно дешеветь. Почему и кто этот процесс определяет, тоже в нашей стране никто не знает. Но об этом можно и самим догадаться. Для нас важнее, что мы на это ценообразование никакого влияния не имеем и иметь в обозримом историческом будущем не будем. Ни в полугодовом, ни в полувековом измерении. Мы вообще к этому никак не причастны. И наше будущее, выходит, будет определяться как раз теми, о ком мы можем догадываться.
А будущее отнюдь не в алмазах, так как цена эта имеет тенденцию меняться отнюдь не вверх, а как раз наоборот. За полугодие этот сброс составил около 35 процентов от прошлогодней цены, что примерно равно проценту обесценивания нашей валюты. Поневоле задумаешься о подспудных правилах и комбинациях мировой экономики и ее невидимых законодателях. Они, кстати, тоже, как и наши парламентарии, приходят и уходят незаметно. Только вот законы устанавливают не декларативные, а реальные и жесткие, а права делят только между собой. |