|
Константин Маскаев
Вторую неделю на отечественных дорогах неспокойно. Виной тому - нервозность, которую вызвало в водительской среде очередное новшество, которое пока в форме идеи вброшено в общество департаментом дорожной полиции. Вместо того, чтобы навести порядок на дорогах, полицейские думают, как еще усложнить жизнь водителям. Незавидная перспектива введения с 1 июля дополнительного электронного документа - талона к водительскому удостоверению, уже сейчас дамокловым мечом нависла над каждым, кто управляет транспортным средством
Интернет-сообщество, как наиболее активная часть аудитории, оперативно отреагировало на невеселую для одних и радужную для других перспективу. Если не брать в расчет мнение идеологов новации, некоторая часть вступивших в полемику (подозреваю, что это пешеходы или просто наивные) связывает с введением талона надежды на улучшение ситуации на дорогах: дескать, и нарушений станет меньше, и соблазны для поборов в среде дорожных полицейских будут исключены. Большинство же пытаются трезво оценить ситуацию и не находят повода для оптимизма.
Напротив, новая идея дорожных полицейских, уже поддержанная депутатами, но пока не прошедшая формального одобрения у президента, вызывает больше вопросов, нежели желание тотчас обзавестись заветным талоном. И одним из первых возникает вопрос о недавнем новшестве с введением водительского удостоверения, снабженного электронным чипом.
Разве тогда нас не пытались убедить, что со временем, переведя водительские удостоверения на электронный документооборот, нас избавят от массы проблем? Тогда ведь тоже приводились очень убедительные аргументы, что электронный чип будет удобен во всех отношениях, в него можно будет внести данные о водителе, принадлежащих ему транспортных средствах, допущенных нарушениях, оплаченных и “зависших” штрафах и т.д. И теперь нам хотят навязать талон, в котором, по словам полицейских, будет храниться ровно та же информация!
Оптимистично хвалят свое детище высокие чины из МВД и Казахстанского процессингового центра, который занимается изготовлением и распространением талонов. Он-де будет использоваться для фиксации нарушений и оплаты штрафов на месте. А в дальнейшем, подпевают им оптимисты, талон станет чем-то вроде кредитной карточки и может быть использован для других расчетных операций. Только непонятно, зачем навязывать водителю эту чудесную панацею, если у него, например, уже есть привычные и удобные кредитки?
Известно, что данный талон планируют выдавать на основе данных водительского удостоверения, удостоверения личности и ИИН - индивидуального идентификационного номера, 12-значного числа, впечатываемого на удостоверениях личности последней редакции под датой рождения.
Обладатели “старых” удостоверений получали ИИН накануне президентских выборов. Но как быть тем, у кого нет индивидуального идентификационного номера? И речь идет даже не о тех, кто не получил этот номер. Наклеенная более трех лет назад на оборотную сторону удостоверения бумажка с номером на иных удостоверениях так затерта, что цифры уже не читаются.
Кроме того, в РК постоянно или временно проживает значительная часть нерезидентов - граждан других стран, которые также управляют транспортными средствами. И для них ИИН не предусмотрен. Как быть водителям, следующим транзитом через Казахстан или находящимся здесь в частной поездке?
Но даже если эти вопросы будут решены, новая пластиковая карточка с встроенным чипом априори сделает всех без исключения как бы виновными в нарушении ПДД еще до наступления факта нарушения. Причем накажут нас дважды! И при этом, конечно же, рублем.
Известно, что сам талон будет платным: мы ведь должны дать кому-то заработать и покрыть чьи-то производственные издержки. Получение талона в дорожной полиции обойдется в 1200 тенге, через процессинговый центр - 2000 тенге. Но это - плата за удобство: без очереди и с доставкой.
Затем наступит второй этап, на котором водители снова потянутся за кошельком. Депутаты одобрили порядок оплаты штрафов на месте в пределах 20 МРП - около 22 тысяч тенге. Это значит, что на личном счете водителя всегда должны находиться деньги. Предположим, те самые 20 МРП. Каждый должен будет, даже не совершив нарушения правил, зарезервировать (исключить из семейного или иного бюджета) около 200 долларов.
Даже приблизительные расчеты заставляют предположить: то, что нам хотят навязать, очень напоминает красиво упакованную крупномасштабную финансовую аферу. Прикинем первый этап - приобретение талонов. Предположим, что в стране пять миллионов водителей. Даже если все они получат талоны по минимальной стоимости, единовременно в чью-то кассу поступит шесть миллиардов тенге!
Но это мелочь по сравнению с тем резервом, который водители будут держать на оплату штрафов, поскольку здесь вырисовывается другая красивая цифра, которая и в долларовом эквиваленте составит около миллиарда! Некий банк получит огромный беспроцентный кредит у... населения!
Скорее всего, главный вопрос - для чего все это нужно, отпадает: не блага нашего, но наших денег ради. Остается еще пара интересных вопросов - кто все это придумал и просчитал? И почему эта идея нашла поддержку в мажилисе? Вызывает сомнение, что это безупречное следование наказу электората.
Наконец, в этом деле можно обнаружить и политический момент. Поясню. Когда некие, хоть и конкретные люди во власти и около нее ловко манипулируют нефтедолларами, приумножают свои личные капиталы за счет богатства отечественных недр - это если и вызывает у населения ропот, но стало уже настолько привычным, что с этим смирились, как с чем-то неизбежным. Своего рода форс-мажор, ничего с этим не поделаешь.
К тому же деньги эти для основного населения как бы абстрактные, их не видно. Тут же речь идет о совершенно реальных и кровных собственных деньгах каждого владельца водительского удостоверения, который планирует после 2 июля пользоваться своим личным автомобилем, а не поставит его на прикол. И иначе как провокацией, способной катализировать в обществе протестные настроения, это расценить нельзя.
Каждому не по вкусу такие “игры”, где кому-то другому известен “прикуп”. |