Юлиана Жихорь
Закон до востребования
“Кипучая работоспособность” мажилисменов поражает бывалых парламентских журналистов
На прошлой неделе мажилисмены отказались от традиционного озвучивания депутатских запросов: международная конференция отвлекла народных избранников от рутинных дел. Однако на этой неделе стало понятно: в прошлый раз у депутатов, судя по всему, и не было никаких вопросов к правительству. В нынешнюю среду депутаты ограничились всего 10 запросами и 30 минутами времени.
Например,
Валерий Котович озаботился проблемами сельской связи. Точнее, тяжелой судьбой сельских почтальонов. “Поводом моего депутатского запроса послужило обращение работников сельских почтовых отделений связи Енбекшильдерского района Акмолинской области, в котором они обращают внимание на тяжелые условия труда и низкую заработную плату. Насколько мне известно, аналогичная ситуация существует и во многих других сельских регионах республики”, - обратился депутат к главе Минтранскома Абельгази Кусаинову. И попросил последнего “внимательно рассмотреть данное обращение”.
На этой неделе депутатов заботили такие темы, как детский спорт и наркомания, сложности в системе образования и казахская диаспора. Были высказаны претензии к России, перегородившей Урал дамбами и резко снизившей уровень воды в казахстанской части реки.
Сатыбалды Ибрагимов обратился к Кариму Масимову по вопросу реализации нового Закона “О товарных биржах”. Мол, депутаты аж целый год обсуждали этот закон, выпестовали его до подписи президента, а правительство тормозит его реализацию.
Дело в том, что, согласно документу, казахстанские товарные биржи должны выполнять функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка товарных и сырьевых ресурсов. Предполагается, что товарные биржи будут играть роль своеобразного экономического индикатора, должны стать механизмом свободного ценообразования. При этом именно правительству отведена роль утверждающего перечень биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий, которые реализуются через товарные биржи. Сейчас проект соответствующего постановления уже почти готов: практически все министерства согласовали его за исключением МСХ, предлагающего исключить из перечня зерновые, масличные культуры, муку, а также хлопок-волокно.
Но депутат, кстати, достаточно плодотворно работавший над документом, выступает против полиции Минсельхоза: “Полагаю, что исключение этих товаров из перечня может неблагоприятно отразиться на вопросах объективного ценообразования”. И просит премьера “поручить ускорить принятие постановления правительства, предусматривающего утверждение перечня биржевых товаров и минимального размера представляемых партий”.
Столь же “рьяно” депутаты работали и над одним из главных документов нынешней весны - Отчетом Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2008 год. На презентации отчета в набитом битком зале готовых отвечать на вопросы чиновников оказалось гораздо больше, чем задающих их депутатов.
Еще плачевнее ситуация выглядела, когда приступили к “разбору полетов” по министерствам. При заслушивании отчета по Минэкономики и Минфину в таком же полном зале оказалось всего шесть мажилисменов - пять в зале и один в президиуме (председатель рабочей группы). То ли депутатам неинтересно слушать критику Счетного комитета в адрес правительства, которое они избрали, то ли стыдно, что они сами приняли бюджет, не заметив в нем огромных недостатков.
Астана |