|
Юлиана Жихорь
Согласно Конституции, раз в год Счетный комитет приходит с отчетом об исполнении республиканского бюджета прошлого года в парламент. Ежегодно депутаты возмущаются различного рода нарушениями, кои скрупулезно описывают контролеры. Нынешний отчет не стал исключением
К примеру, правительство пошло на многочисленные льготы и преференции для бизнеса (одна из антикризисных мер). Но даже на льготных условиях планы по сбору налогов не выполняются. Неэффективная деятельность по предупреждению лжепредпринимательства, отсутствие системности в вопросах проведения камерального контроля и другие “пробелы” в налоговом и таможенном администрировании привели к нарушениям на сумму более 6,1 миллиарда тенге. План поступлений по НДС на товары, выполненные работы и услуги на территории РК трещит по швам: поступило чуть более 96 миллиардов тенге при плане - 171,3 миллиарда. Зато увеличились объемы возвратов НДС по нулевой ставке, превысившие 250 миллиардов тенге. “Требуется внимательный анализ со стороны правительства - достигнут ли ожидаемый эффект от либерализации в этой сфере”, - советует СК.
И это притом, что изменения в Закон “О республиканском бюджете” вносились дважды, постановление правительства о реализации этого закона корректировалось 14 раз, а прогнозные показатели изменялись правительством 17 раз.
И вообще, как заявил Омархан Оксикбаев, “выявленные недостатки по налоговому и таможенному администрированию показывают, что экономический эффект от предоставляемых налоговых льгот и преференций пока недостаточно высок”.
Равно как эффект от антикризисных мер. Счетный комитет установил, что, к примеру, “реализация мер по поддержке деловой активности малого и среднего бизнеса посредством финансирования их проектов, развития агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности, а также разрешения проблем в сфере строительства, сопровождалась рядом недостатков, приведших к неэффективному освоению государственных финансов”. Так, из 31,7 миллиарда тенге, направленных в 2005 - 2007 годах на кредитование МСБ через АО “Даму”, до бизнеса в виде кредитов дошло лишь 11,9 миллиарда (40 процентов от выделенных средств).
“В целом мероприятия программы (ускоренных мер по развитию МСБ. - “НП”) реализованы с финансовыми нарушениями на 10,6 миллиарда тенге, в том числе: АО “ФНБ “Самрук-Казына” - 1 миллиард, АО “Даму” - 6,1 миллиарда тенге. В том числе безвозвратные финансовые потери государства составили 3,4 миллиарда тенге”, - говорится в отчете СК. То есть фактически треть средств, которые были анонсированы в качестве помощи МСБ, были потрачены “не туда”, а более 10 процентов денег попросту украдены.
Кстати, в нынешнем году Счетный комитет впервые анализирует не просто куда и как потрачены средства госбюджета, но и дает оценку целым программам. Точнее, одной - антикризисной. И вывод столь же неутешительный: денег выделено много, результат - ноль “с плюсом”.
К примеру, СК искренне недоумевает, зачем было выдергивать средства из Нацфонда, чтобы не пускать их в экономику, а оставлять на счетах хозяйствующих субъектов даже не в банках второго уровня (как в прошлые докризисные годы), а на текущих счетах финансовых институтов. “Более 560 миллиардов тенге антикризисных денег находятся на расчетных счетах госхолдингов, их дочерних организаций и размещены на депозитах в банках второго уровня”, - сообщил Омархан Оксикбаев. Из них более 350 миллионов находятся на текущих счетах без движения. То есть не вливаются в экономику. “В данном случае мы подчеркиваем определенные упущенные выгоды. Своевременное освоение этих средств, эффективное рациональнее использование обеспечивало бы эффективный дальнейший рост нашей экономики”, - считает член СК Алтай Зейнельгабдин.
Счетный комитет обнаружил, что 17,2 миллиарда тенге, выделенных акимату Астаны на завершение объектов долевого строительства, мирно пролежали на депозите в банке. И вновь созданная осенью компания “АККБ “Жана Курылыс” получила на них вознаграждение в 673,9 миллиона тенге.
Астана |