Алла Иванилова
На этой неделе служители Фемиды, представляя в парламенте пакет законопроектов, обнадежили, что с их принятием судебная система в стране поднимется на ступень выше. При этом народные избранники недоверчиво кивали головой и сетовали на то, что у нас в стране самый гуманный суд в мире
А законопроект “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” и вовсе вызвал бурю эмоций. Документ предусматривает наряду с государственным институтом создание частных судебных исполнителей. При этом казахстанцы имеют право выбора, к кому обратиться. Разработчики уверены, что данная инициатива позволит разгрузить государственную систему исполнения, не затрачивая дополнительных бюджетных средств, что в конечном итоге приведет к улучшению качества в целом.
Сегодня в Казахстане насчитывается 1700 государственных судебных исполнителей. По словам председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном суде Ирака Елекеева: “Норма: сколько судей, столько исполнителей”. У нас же в стране она явно занижена.
Планируется, что в республике будет работать порядка 500 частных судоисполнителей. У мажилисменов сразу возник вопрос: сколько на этом потеряет бюджет страны? Ирак Елекеев объяснил, что зарплата негосударственного исполнителя будет идти за счет средств должника, а не из взысканной суммы.
При этом верхний предел суммы ограничен: не более 10 процентов от наложенной санкции. При споре неимущественного характера: 10 МРП с физического лица и 20 МРП - с юридического. Представитель Верховного суда сообщил, что за четыре месяца текущего года исполнителями взыскан 381 миллион тенге: “Это приблизительный доход частных судебных исполнителей”.
В целом, схема такова: уполномоченный орган, в данном случае Верховный суд, будет выдавать лицензии на право заниматься частным судоисполнением. При этом “частники” должны создать свою коллегию. Парламентариям непонятно, почему в таком случае Верховный суд вправе назначать и применять административные наказания, то есть делать выговоры и “занесения в личное дело”. “Не успев внедрить этот институт, вы загоняете его в государственные рамки”, - констатировал Сансызбай Есилов. При этом он раскритиковал “казенных” судебных исполнителей: “Государственный институт неповоротлив, коррумпирован”. В свое оправдание служители Фемиды сказали, что преднамеренно это сделали, поскольку подобный опыт для нас новый и в первое время необходимо осуществлять контроль.
Некоторые депутаты считают, что нормы представленного им законопроекта “антиконституционны” и коррупционны, и даже требовали отдать его на доработку правительству. Частные лица не могут быть наделены государственными полномочиями.
Более того, документом предполагается, что частный исполнитель должен принимать присягу. “Есть норма, что частный судебный исполнитель после включения в реестр дает присягу руководителю уполномоченного органа... Как частный судоисполнитель присягает? Он ведь не на государственную службу поступает”, - недоумевает депутат Рауан Шаекин.
Напомним, впрочем, что несколько лет назад сенаторы уже пытались выйти с подобной инициативой. Тогда у них ничего не получилось. На этот раз народные избранники дали “добро”.
Еще один законопроект, который одобрили депутаты, касался смертной казни. После внесенных в 2007 году поправок в Конституцию высшая мера наказания предусмотрена за ряд деяний, совершенных в военное время: воинские, террористические преступления, совершение геноцида и государственной измены. Дабы соблюсти юридическую технику, в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы были внесены данные нормы. Однако некоторые депутаты посчитали, что к “смертельному” списку следует добавить “убийство и изнасилование детей”.
Парламентарии вспомнили зверское убийство жены и троих детей одного из столичных бизнесменов. “Смертную казнь тем людям, которые детей режут и насилуют”, - заявил мажилисмен Амангельды Момышев и предложил внести данную норму в Конституцию. Коллеги заверили, что его предложение в будущем будет рассмотрено и принято, но не сейчас.
Астана |