Юлиана Жихорь
Как уже сообщалось, в апреле нынешнего года Европейская комиссия внесла в список авиакомпаний, которым запрещено пользоваться воздушным пространством Евросоюза ввиду их несоответствия современных техническим стандартам, 6 казахстанских компаний. Правительство наконец отреагировало
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается 513 авиабортов. Из них более 72 процентов изношены. В апреле этого года после проведения плановой проверки авторитетная комиссия Международной организации гражданской авиации (ИКАО) особо подчеркнула необходимость соблюдения международных стандартов безопасности в части оснащения воздушных судов. После чего в Минтранскоме заявили, что с марта следующего года 47 казахстанских воздушных судов не будут допущены к эксплуатации. Среди них самые распространенные на внутренних рейсах страны: АН-24, ЯК-40, ТУ-134 и Фоккер-50.
Но и другие борты в Казахстане далеки от мировых стандартов. Европейская комиссия запретила пролет над территорией ЕС шести казахстанским авиакомпаниям: “Ист Винг”, “Старлайн кз”, АТМА, “Авиакомпания Кокшетау”, “Беркут Эйр”, “Саят Эйр”.
Казахстанские авиакомпании с завидной периодичностью попадают под запрет полетов в ЕС. В 2006 году в “черный список” попали BGB Air и GST Aero. Как сообщал тогдашний председатель комитета гражданской авиации Минтранскома Ерлан Кошанов, правительство РК доказывало ЕС, “что самолеты компаний в целом отвечают предъявляемым требованиям”. Тогда заявлялось, что подобный запрет “наносит ущерб имиджу отечественной авиации Казахстана”, “является предметом обсуждения на международных переговорах Казахстан - Евросоюз, что уже напрямую отражается на престиже страны”. В 2006 году, по мнению Минтранскома, полеты авиакомпаний запрещались по причине “элементарного невыполнения общепринятых требований”: “К примеру, на спасательных жилетах отсутствовали номера и даты изготовления, и таких мелких причин оказалось несколько”.
На сей раз искать причины и уговаривать не стали. Видимо, поняли, что от уговоров техника новее не станет. Правительство признало, что гражданская авиация требует экстренной модернизации. Необходимый объем инвестиций на 2010-2011 годы для обновления парка воздушных судов составляет 42 миллиарда тенге. “Инвестиционные компании, сообщил министр транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинов, готовы предоставить необходимые займы при условии предоставления государственной гарантии”.
Решать о виде и размерах госгарантий придется правительству. И, судя по ситуации в отрасли, как можно скорее.
Кстати, как сообщил Кусаинов, “обновление парка воздушных судов позволит не только обеспечить безопасность полетов, но и снизить стоимость авиаперевозок на социально значимых рейсах”. Но, как это водится в правительстве, никаких расчетов: насколько снизится стоимость, информации предоставлено не было.
Астана |