|
Юлиана Жихорь
На днях правительство вывело формулу конкурентоспособности. Оказывается, ее можно достичь “только через инновации”. А от них напрямую зависит индустриальная политика страны, которая, как заявляет Министерство индустрии и торговли, вступила в свою активную фазу. Правда, сейчас эта активность требует существенных бюджетных инвестиций
Сейчас на повестке дня индустриальной политики государства 382 перспективных проекта на сумму 8,5 триллиона тенге. И, как заявил глава Мининдустрии Владимир Школьник, “важнейшей задачей сегодня является концентрация усилий государства и всех располагаемых ресурсов на их реализацию”.
Недавно была проведена ревизия всех проектов, в ходе которой “вычистили и убрали дублирующие проекты прежде всего в строительной отрасли”. При этом глава ведомства не стал уточнять, что конкретно из “перспективных” на поверку оказалось дубликатом. А также не упомянул, почему такая проверка не проводилась раньше, если учесть, что в большинстве проектов присутствует государственный капитал. Хоть и незначительный (было заявлено, что они являются “частной инициативой”).
Школьник рассказал, что из 382 проектов 147 на сумму 2,4 триллиона тенге должны быть реализованы до 2015 года. Они создадут 28,5 тысячи рабочих мест. Еще 78 проектов будут запущены уже в этом году. Их суммарная стоимость - 484 миллиарда тенге, и это 9589 рабочих мест.
Министр очень озабочен тем, что данные проекты хоть сейчас и идут по графику, но могут все же подзадержаться. Ибо “бизнес все риски берет на себя”. А потому государству было предложено “максимально содействовать”: “То есть полностью должен быть использован административный ресурс. И в случае финансовых затруднений, если проекты перспективные, поддержать наш бизнес”. Так что 4 процента госучастия со временем могут существенно возрасти.
Другой вопрос - какие условия при этом будут выставлены бизнесу и согласится ли он на это. В прошлом году правительство рапортовало о многочисленных меморандумах, заключаемых между правительством, акиматами и крупными предприятиями горно-металлургического комплекса по продолжению реализации инвестиционных программ и увеличению казахстанского содержания. Тогда многие предприятия буквально вырывали у государства огромные льготы и преференции для себя. Однако, как только дело дошло до преобразования меморандумов в контракты, энтузиазм бизнеса заметно погас. Из 888 подписанных меморандумов на сумму 701,5 миллиарда тенге форму контракта обрели только 172 на общую сумму не больше 80 миллиардов тенге. “Нам надо эту работу довести до конца, и соответствующие меры ответственности подписчиков меморандумов должны быть приняты”, - считает министр индустрии.
Однако одними контрактами экономику не поддержать. Приходится еще жестко регулировать импорт, который, как оказалось, сдержать гораздо сложнее, нежели “загнуть” отечественных производителей.
Дело в том, что из 190 стран, с которыми у Казахстана торговые отношения, 26 процентов - страны СНГ, откуда ввозится основная масса потребительских товаров. С последними у РК беспошлинная торговля. Следовательно, и регулировать ограничение импорта повышением таможенных пошлин невозможно. В настоящее время правительство всерьез обдумывает идею ввести ограничения на импорт в рамках ЕвразЭС на 9 месяцев на ряд товаров. Как сообщил Владимир Школьник, соответствующее постановление уже поступило в правительство.
В частности, сейчас идут разбирательства в отношении возросшего импорта материалов: кровельных, облицовочных, многих видов кондитерских и других изделий. “Также на согласовании в министерствах и ведомствах находится еще целый ряд товаров, где мы должны защитить наших производителей”, - сообщил министр.
Параллельно с этим правительство пытается развивать легкую, деревообрабатывающую, горнодобывающую, металлургическую промышленности “с учетом новых реалий”. Свое видение Мининдустрии планирует воплотить в отдельном законе “О промышленности”. Пока же, как сообщил министр, выявлено больше 20 направлений обрабатывающей промышленности, “которые могут быть конкурентоспособны на мировых рынках”.
По сути, сейчас правительство занимается тем, чем должно было заниматься еще в начале реализации стратегии индустриального развития - определяет направления будущего пути. Возможно, если бы эта работа была проведена вовремя, сейчас не пришлось бы судорожно исправлять ошибки и заново писать стратегии будущего.
Астана |