Юлиана Жихорь
В последние предкризисные годы казахстанцы с удивлением наблюдали за рьяным разукрашиванием индустриальной карты страны: тут будет город-сад, здесь - цементный завод, там - шинный. Нарисовали, деньги заложили, разработали ТЭО (что очень недешево). И лишь потом опомнились, что эти планы не совсем вписываются (а кое-где и совсем не вписываются) в генеральные планы застройки территорий
Наиболее яркий пример - Большая алматинская кольцевая автодорога (БАКАД). Как известно, этот проект планируется реализовать на концессионной основе. Как сообщили в Центре ГЧП, пакет документов по проекту уже практически готов и можно было бы объявлять конкурс, если бы не возникло проблем с выкупом земли под эту дорогу. “Сегодня предполагаемые расходы на строительство отдельных автомобильных дорог (например, БАКАД) сопоставимы с расходами на выкуп ранее проданной государством земли по намечаемой трассе, - заявил глава Минэкономики Бахыт Султанов, выступая на заседании правительства. - Имели бы мы в тот момент Генеральную схему по городу Алматы и пригородной зоне, эта земля могла быть своевременно зарезервирована под проект”.
Кстати, этот конкретный случай позволил кое-кому и неплохо заработать, так что не все здесь следует списывать на глупость. Но, как следует из доклада министра, многие проекты, озвученные в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, размещаются в регионах, где отсутствуют необходимые энергетические мощности, и “государству приходится инвестировать в строительство инфраструктуры, что в целом делает такой проект для экономики неэффективным”. Как, например, строительство завода поликристаллического кремния в Астане. Под раздачу попали и планы по строительству цементных заводов в различных регионах страны “без учета емкости и тенденций рынка”.
В общем, когда можно было выкидывать деньги на ветер, делали это не задумываясь. А выясняется это лишь в процессе анализа успехов и неудач прошлого десятилетия.
Подобное произошло даже не по вине акимов, которых традиционно обвиняют в затягивании разработки документов или в срывах сроков их предоставления в Астану, а по вине самого правительства. Ибо, как сообщил глава Минэкономики, генеральные планы действуют только на уровне крупных городов, “а на более высоких уровнях отсутствуют”. То есть сам Кабмин, планируя строительство крупных промышленных объектов, не обращал внимание на местные особенности: близость инфраструктуры и трудовых ресурсов, потребность в сырье и готовой продукции.
Министр индустрии и торговли Владимир Школьник согласен с выводами Минэкономики лишь частично. “Если планируется крупное производство, в любом случае делается ТЭО, в ТЭО входит выбор площадки, близость ресурсов, близость инфраструктуры. Это все в любом крупном проекте делается”, - заявил он.
В ответ на это Министерство экономики сообщило, что в течение месяца собирается разработать схему территориально-пространственного развития страны до 2020 года и на ее базе до конца этого года начать разработку Генеральной схемы организации территории РК.
Для этого в течение ближайшего месяца будет разработана предварительная карта рационального размещения производственных мощностей. От всех министерств будет собрана информация о состоянии развития инфраструктуры и ресурсной базы, а также о планах развития до 2020 года. После чего все регионы паспортизируют и определят “оптимальные места реализации крупных инвестиционных проектов с учетом их отраслевых особенностей”.
В целом, как планируют в правительстве, наличие интегральной информации будет весьма полезно для будущего запланированного экономического рывка. А заодно для остужения запросов различных ведомств по реализации инфраструктурных бюджетных проектов. Ибо, как заявил Султанов, они “не соотносятся с реальными потребностями по мощностям и срокам”.
Что будут делать с уже утвержденными и даже строящимися объектами, пока не известно.
Астана |