|
Алла Иванилова
Учреждения образования и здравоохранения входят в пятерку самых коррумпированных. Недавно министры, курирующие эти сферы, публично краснели за нечистых на руку подчиненных на антикоррупционном совете партии “Нур Отан”
“Считаю для себя позорным и для всей системы факты взяточничества, особенно среди государственных служащих и руководителей организаций здравоохранения, мелкого мздоимства со стороны медицинских работников”, - отметил глава Минздрава Жаксылык Доскалиев. Однако руководители ведомств снимают с себя всяческую ответственность, ссылаясь на то, что они лишь разрабатывают государственную политику, а за порядком и чистоплотностью сотрудников следят местные органы. “Мы даже не имеем права ни одного директора детского садика наказать, воспитателя, никаких прав, полномочий не имеем”, - пожаловался министр образования и науки Жансеит Туймебаев. Ему вторит министр здравоохранения.
Более того, в Минобразовании считают, что в рейтинг самых коррумпированных госорганов их включили по ошибке. “На рейтинг министерства повлияла коррумпированность руководителей и должностных лиц указанных организаций, которые являются подотчетными местным исполнительным органам”, - констатировал г-н Туймебаев. Агентство по делам государственной службы, составляющее рейтинг, согласилось с подобными аргументами и переместило министерство на 42-е место (всего 47).
Главный врач страны, напротив, сообщил, что в последние годы наблюдается рост уголовных дел по фактам взяточничества. Проведенный Минздравом анализ выявил причины, по которым врачи берут взятки. “В первую очередь, это алчность. Потому что если человек рожден таким, то пусть даже миллион тенге он будет получать, алчный человек всегда будет хотеть большего”, - заметил Жаксылык Доскалиев.
Вторая причина, толкающая людей в белых халатах заниматься мздоимством, - невысокое социальное жизненное обеспечение. Третья - недостаточная информированность об ответственности за совершенные коррупционные правонарушения. “Это наша прямая обязанность, я не снимаю с себя ответственности”, - заявил глава Минздрава.
В Министерстве образования также выявили “поводы” для взятки. Основной причиной стала низкая заработная плата. “Элементарные расчеты показывают, что заработная плата работника образования не покрывает минимальные необходимые жизненные потребности”, - отметил глава ведомства. По данным Агентства по статистике, средняя месячная заработная плата на январь текущего года в системе образования составляет 39 021 тенге, при этом среднемесячная заработная плата по республике - 61 378 тенге.
По мнению Жансеита Туймебаева, зарплату учителей необходимо дотянуть до среднереспубликанской. Однако даже в этом случае она будет минимальной по сравнению с другими странами. Так, в соседней России в переводе на тенге педагоги получают 93 500, в Эстонии - 170 тысяч, в Сингапуре - 650 тысяч, в США - 789 тысяч.
Если в Министерстве образования считают, что побороть коррупцию удастся повышением заработной платы учителям, то в ведомстве, охраняющем наше здоровье, полагают: подход “всем сестрам по серьгам” - неправильный. “Каждый врач должен получать столько, сколько он может заработать”, - уверен Жаксылык Доскалиев. Глава Минздрава перечислил “три постулата”, которые помогут искоренить взяточничество или, по крайне мере, сократить его объемы. Первое, по его мнению, это конкурентная среда в оказании медицинских услуг. Второе - свободный выбор врача. И третье - прозрачность оказания медицинских услуг. Новый Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” частично воплощает в жизнь обозначенные постулаты.
Расписываясь в собственном бессилии, министры, курирующие самые коррумпированные сферы жизнедеятельности, призывают бороться с мздоимством сообща и не давать взятки учителям и врачам.
Астана |