|
В армии нужно уметь ходить строем и маскироваться. А в политике - подстраивать и прикидываться
Сквозь гомон слышно: “Голос!”
Оппозиция хочет объединиться. В который раз. Об этом было продекларировано на состоявшемся на неделе Форуме основных оппозиционных партий. Причем форум назвали антикризисным, так как правительство, по мнению организаторов, все равно страну из кризиса вывести не сможет. А вот оппозиционеры смогут. О чем они убежденно говорили с трибуны. И сами, наверное, в сказанное верили.
Вообще, происходящее на просторах СНГ очень даже перекликается из страны в страну. Вот в Грузии оппозиция вышла на митинг и требует отставки президента Саакашвили. И на Украине требуют отставки президента Ющенко. А в Молдове оппозиционеры требуют отставки президента-коммуниста и вхождения в Евросоюз. И там, и там акции внезапно стали массовыми и вновь грозят местной власти серьезными осложнениями.
Но отличия все же есть. Причем существенные. И не только объяснимые ментальными или региональными особенностями, но и сугубо геополитическими. Дело в том, что украинская, грузинская, молдавская оппозиции сегодня особые. Они сейчас кому-то нужны. Нет, не только местным украинским, грузинским или молдавским олигархам (а они есть везде, только калибр их разный), которые ее спонсируют. Она нужна другим олигархам. Политическим. Но не украинским, грузинским или молдавским, а иноземным.
Потому и действия этих оппозиций кажутся слаженными и спонтанными. Потому что есть кому координировать, сплачивать и инициировать. А вот наша оппозиция “почему-то” разрозненная и некоординированная. Потому что пока она нужна разве что тем, кто ее здесь, в Казахстане, содержит. А больше пока никому. Именно поэтому тем в Астане, кто оппозицией занимается, пока беспокоиться особенно не о чем. Ибо никогда такая оппозиция не объединится, не станет всерьез бороться за реальную демократию, не сможет вообще сделать что-нибудь существенное.
Вот поливать кого-то (или чаще всего друг друга) грязью и лгать, это наша оппозиция может и умеет делать почти виртуозно. Потому как штатным оппозиционным идеологам и публикаторам как раз за это и платят, а вот что-то конкретное и конструктивное - за это уже платить никто не будет, поэтому конструктива и не получается. Ведь платят не за то, чтобы кто-то с кем-то объединился, а наоборот, чтобы кто-то кого-то развалил и раздавил.
Так что декларация об очередном объединении декларацией и останется, не более. За двадцать лет “борьбы за демократию” таких бумажек можно набрать в целую книгу. И заявления о том, что кто-то из них может кого-то вывести из кризиса - это, извините, “наброски на ушах”. Такие же они “выводилы”, как и создатели правительственной антикризисной программы.
Это, кстати, для нас очень даже большая незадача. Потому что наличие реальной, здоровой и грамотной оппозиции - это признак развития политической системы страны. А вот такая оппозиция, как у нас, - это признак... Это зеркало того, что происходит с нашей властью.
Реальная, зрелая и опытная оппозиция - это такая же опора государства, как и правящий политический класс. А если оппозиции по сути нет, то нет и правящего политического класса, потому что он проходит классификацию в процессе реального управления и политической конкуренции. А как и с кем у нас-то можно конкурировать?
Но ведь все меняется, и времена проходят и приходят.
Так что тем, кто в Астане занимается оппозицией, беспокоиться нечего до поры до времени. А вдруг даже такая, как наша, оппозиция кому-то может понадобиться? |