|
Юлиана Жихорь
Казахстан вошел в число первых 15 стран мира. Но не по конкурентоспособности или уровню экономики, а по объему правительственного долга. По этому показателю мы на несчастливом 13 месте. Что же касается внешнего долга, то он у нас растет в арифметической прогрессии
В преддверии рассмотрения в парламенте отчета об исполнении бюджета 2008 года в мажилис на правительственный час прибыл главный ответственный за исполнение - министр финансов Болат Жамишев. И буквально с порога ошарашил - в Казахстане незначительный внешний долг. На начало года он составил 1 триллион 15 миллиардов тенге, или 6,4 процента к ВВП. “Правительственный долг у нас низкий, мы находимся в рейтинге всего лишь на 13 месте по уровню правительственного долга, - сообщил он. - То есть относимся к странам с низким долгом”.
Более того, Казахстан еще можно отнести к “благонадежным” заемщикам - в прошлом году на погашение правительственного долга было затрачено 164 миллиарда тенге, или 99,9 процента к плану. “Таким образом, цель по обеспечению эффективного управления госдолгом также можно считать реализованной”, - облегченно вздохнул министр.
Кстати, с момента обретения независимости правительство Казахстана заимствовало порядка 4,5 миллиарда долларов. 3,7 миллиарда из них освоены, 2,1 миллиарда выплачены в счет долга. Остаток его составил 1,6 миллиарда в американской валюте.
Есть, правда, и другие виды долга - межфирменный, банковский. Но и по ним, по словам Жамишева, проблем особых не возникает: “Если на конец первого квартала 2007 года внешний долг банков по отношению к ВВП равнялся 50 процентам, то на сегодняшнюю дату этот долг по отношению к ВВП уменьшен в два раза. То есть погашение в целом осуществляется, значительные погашения будут во втором-четвертом кварталах этого года”. В целом, снижение по отношению к ВВП внешнего долга БВУ, начиная с апреля 2007 года, “говорит о динамике, по которой можно охарактеризовать, что снимаются существенные риски в финансовом секторе”.
Однако общая картина внешнего долга менее радужная. Валовой внешний долг начиная с 2002 года увеличился более чем в пять раз - с 18,2 миллиарда долларов до свыше 107,8 миллиарда. При этом сектор государственного управления заимствовал лишь сотую часть - 1,6 миллиарда долларов.
В последние восемь лет в рамках правительственных внешних займов реализовалось 44 инвестпроекта и 46 соглашений о займах. (Как правило, целевые займы, то есть когда средства выделяются исключительно на один определенный проект. Соответственно, контроль за его реализацией ведется как заемщиком - правительством, так и кредитором - заимодавцем.) За эти годы 18 проектов были профинансированы за счет займов Международного банка реконструкции и развития, 6 - за счет кредитов Азиатского банка развития, 5 - за счет Японского банка международного сотрудничества, 4 - Исламским банком развития. Три проекта реализовывались на средства Европейского банка реконструкции и развития.
Из 44 инвестиционных проектов завершена реализация 36. За эти же годы расходы по обслуживанию правительственного внешнего долга превысили 650 миллионов долларов. При этом в нынешнем году эти расходы составляют порядка 50 миллионов долларов, а за последующие два года - почти 155 миллионов. Болат Жамишев объясняет такой скачок нынешней политикой Кабмина, привлекающего значительные займы для строительства дороги Западный Китай - Западная Европа.
Что касается соблюдения бюджетного законодательства, то бишь своевременного исполнения бюджетных средств, то здесь, видимо, под влиянием кризисного безденежья все выглядит гораздо лучше. Сумма неосвоения по итогам прошлого года составила 13,1 миллиарда тенге, уменьшившись по сравнению с 2008 годом вполовину.
Причем большую часть этой суммы составила экономия по резерву правительства. “То есть это то неисполнение, которое не является каким-либо неприемлемым”, - заявил министр финансов. (Резерв правительства, как правило, используется исключительно в экстренных случаях. Нередко именно из этих средств финансируется ремонт местных ТЭЦ, сломавшихся в отопительный сезон, ремонт плотин в случае прорыва, ликвидация последствий ЧС и т.д.).
Однако депутаты не считают, что в стране все так гладко с государственными деньгами. Так, мажилисмен Владимир Нехорошев, расхваливая систему финансового контроля, мимо которой “и мышь не должна прошмыгнуть, ни один тенге не должен уйти налево”, считает, что “у нас вообще ничто не восхищает так, как умение воровать. Конечно, воруют не все, а те, кто имеет возможность”. Он привел пример финансирования Банком развития Казахстана проекта АО “Илийский картонно-бумажный комбинат”: “Отчитываются, что проект завершен, а там даже конь не валялся”.
Иван Чиркалин недоволен рациональностью накачивания национальных холдингов бюджетными средствами с последующим размещением их на депозитах банков второго уровня. “Строго говоря, это неосвоение бюджетных средств с вытекающими отсюда последствиями”.
На что Болат Жамишев заявил, что “накачка” бюджетными деньгами холдингов началась задолго до начала кризиса, но лишь с осени 2007-го “национальные холдинги стали выполнять функции, по сути, институтов, которые передавали деньги в те секторы, которые необходимо было поддерживать, понятно, что под собственную ответственность”. Что касается размещения денег на счетах БВУ, то ответ министра был лаконичен - в кризис можно все!
Астана |