|
Зарина Абденова
Инициатива введения единой межгосударственной безналичной расчетно-платежной единицы стран Евразийского экономического сообщества - евраза, предложенная Нурсултаном Назарбаевым, в течение всей минувшей недели находила отклики среди экспертов ЕвразЭС, куда входят Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан
Первыми на инициативу главы государства РК откликнулись Россия и Таджикистан.
Глава МИД России Сергей Лавров поддержал идею о введении единой валюты для стран ЕвразЭС. Он заверил, что она “получит развитие”.
Опираться на единую валюту в нынешних условиях пока не получается, так как необходимо учитывать “рост значения целого ряда других валют и те возможности, которыми располагают интеграционные объединения”.
В свою очередь, член комитета по экономике, бюджету, финансам и налогам нижней палаты парламента Таджикистана Исмоил Талбаков поддержал идею Нурсултана Назарбаева о создании единой валюты для стран ЕвразЭС, отметив, что “она может способствовать улучшению финансовой ситуации”. “Появление новой глобальной валюты в ближайшие годы маловероятно, однако создание региональных валют является логичным решением. Я считаю, что каждое сообщество государств наряду с едиными модельными законами и границей должно иметь единую валюту”, - сказал депутат, выразив уверенность, что создание единой валюты выгодно всем государствам сообщества, в том числе Таджикистану.
Однако все не так просто, предупреждают эксперты. Так, в ходе интернет-конференции на финансовом портале глава Национального банка РК Григорий Марченко сообщил, что к единой валюте евраз мы можем прийти за 8-10 лет, это при том раскладе, если работа начнется в практическом плане уже завтра.
“Для того чтобы вводить единую валюту, экономики стран должны быть более-менее похожи друг на друга и находиться на одном уровне развития. Когда они находятся в разном состоянии, то, соответственно, будут разные пошлины, налоговые ставки, курсовая и денежно-кредитная политика. И такой валютный союз долго не продержится”, - отметил Г. Марченко.
|
С введением единой национальной валюты страны Евразэс обретут экономический суверенитет |
С ним согласны и другие эксперты. По словам таджикского экономиста Баходура Сафарова, создание единой региональной валюты на территории ЕвразЭС в настоящее время нереально. “Уровни экономического развития государств сообщества на данный момент слишком разнятся”, - сказал он. “Хотя бедным странам региона такая идея может быть на руку, однако, к примеру, более обеспеченная Россия никогда не пойдет на такой шаг, который будет способствовать усилению оттока капитала из этой страны”, - считает г-н Сафаров.
Понятно, что вопрос введения единой валюты должен быть тщательно изучен с точки зрения распределения экономических выгод между странами, чтобы через новую денежную единицу часть добавленной стоимости, производимой в странах-лидерах, не передавалась стихийно в экономики постсоветского пространства. Возможность введения общей валюты зависит, во-первых, от взаимного торгово-экономического оборота и инвестиций стран, и они должны быть достаточно велики.
Между тем доля стран ЕвразЭC во внешнеторговом обороте, например, России не так уже велика, отмечает директор Института финансовых рынков Финакадемии при правительстве Яков Миркин. По словам эксперта, при введении единого финансового инструмента обязательным условием должно быть наличие свободного рынка, на котором валюты этих стран могли бы свободно торговаться и напрямую обмениваться. Но пока валюты стран ЕвразЭC приравниваются друг к другу через доллар.
То, что преград на пути единого безналичного инструмента на самом деле много, отметил и глава отечественного Нацбанка, но, несмотря на это, он считает, что “тут нужно смотреть шире и в долгосрочной перспективе”. “Нужно создавать наднациональный центральный банк, и наше предложение - чтобы он находился в Алматы. Мы давно сформулировали эти предложения, и наши партнеры по СНГ о них знают”, - сказал он.
Впрочем, что касается “долгосрочной перспективы”, то тут тоже много вопросов без ответов. Так, например, эксперты государств ЕвразЭС, несмотря на то, что поддерживают инициативу единой валюты, чаще сходятся во мнении, что вокруг данной инициативы нужен тщательный анализ, а также регулятивные процессы по балансированию экономик, которые могут занять несколько лет. К тому времени экономический кризис пойдет на убыль и актуальность единой валюты может снизиться.
Сейчас о создании единых региональных денежных инструментов поговаривают в разных частях света в надежде найти альтернативу американской валюте, но на это нужны годы. Поэтому многие эксперты предлагают пойти по более простому сценарию. В частности, расширять перечень резервных валют - евро и юани. А еще, возможно, Казахстану имеет смысл накапливать российские и китайские деньги, ведь с соседями предприятия страны ведут оживленную торговлю, и это может облегчить им ситуацию с международными расчетами. При этом Россия сегодня активно предпринимает шаги, чтобы на постсоветском пространстве сделать именно рубль региональной валютой. И, возможно, зерно рациональности и в этом вопросе есть. Ведь если единый денежный инструмент, пусть даже в виде рубля, заработает в ближайшем времени, то и переход к евразу будет ускорен практической необходимостью и наработанным опытом. Потому как единая валюта для стран ЕвразЭС, предложенная главой РК в условиях кризиса, обусловлена рациональным желанием быть наименее подверженным действиям Запада. Скажем так, желанием государств СНГ приобрести не только политический, но и экономический суверенитет. А это может произойти, если постсоветское пространство будет иметь свой мощный финансовый инструмент, способный иметь резервный статус. При этом Казахстан, как, собственно, и другие страны евразийского пространства, имеет огромный товарооборот с такими гигантами (и соседями, что важно), как Китай и Индия. И если единая валюта ЕвразЭС заработает, то впоследствии все экономическое сотрудничество можно будет строить без участия доллара, который в последнее время все чаще доказывает свою несостоятельность, как, впрочем, и американская геополитика. Но это уже другая тема. Главное, сейчас самое удобное время для создания региональной единицы исчисления, которая впоследствии станет финансовой гаванью и островком стабильности для ЕвразЭС.
Конечно, как у всякой радикальной новой идеи, у нее есть противники. Но вопрос: останутся ли они через 3-5 лет? Говорим об этом, вспоминая, как когда-то были скептики и у инициативы перенесения столицы в Астану, да и у, собственно, введения тенге тоже. |