Ботагоз Омар
На этой неделе мажилис единогласно проголосовал за одобрение законопроекта по вопросам долевого участия в жилищном строительстве в первом чтении. Копья по нему ломаются с осени прошлого года: до настоящего времени в мажилисе было проведено 19 заседаний рабочих групп, на которых было рассмотрено более 100 предложений
Законопроект на суд палаты был представлен вице-министром индустрии и торговли Едилем Мамытбековым. По мнению разработчиков законопроекта, новый закон полностью исключит финансовые махинации и обезопасит дольщиков. Уверенность в этом им придает кардинальное изменение системы долевого участия в строительстве. Теперь вместо привычных сторон “застройщик” и “дольщик” договор будет заключаться в четырехстороннем порядке. В нем появились новые действующие лица - “проектная компания” и “банк-агент”.
То есть теперь не сам застройщик будет участвовать в долевом строительстве, а посредством проектной компании на каждое жилое здание. “В уставный капитал проектной компании будут включены взносы в виде денег, земельного участка, проектно-сметной документации (ПСД) и иного имущества”, - добавил Едиль Мамытбеков. Цель проектной компании - организация строительства жилого здания в установленные договором сроки и передача дольщику соответствующей доли после введения объекта в эксплуатацию.
В качестве банка-агента будет служить банк второго уровня (он же может служить и инвестором), который на основании 4-стороннего договора будет принимать на депозит деньги дольщиков и перечислять их проектной компании только после получения дольщиком доли в жилом здании.
Главное требование к дольщику - внесение первоначального вклада на депозит в размере не менее 15 процентов от стоимости квартиры (стопроцентная оплата при этом только приветствуется) и периодическое пополнение счета в соответствии с договором.
В данной схеме предусмотрены особые требования для застройщика: он должен иметь опыт работы по возведению жилых зданий не менее 3 лет, сдать в эксплуатацию не менее 100 квартир и обладать собственным капиталом в размере не менее 100 тысяч месячных расчетных показателей (1 МРП равен 1273 тенге).
По мнению руководителя рабочей группы по данному законопроекту Шавхата Утемисова, этот механизм будет весьма удобен для всех его звеньев: не имея возможности оплатить сразу всю стоимость жилья, дольщик может приобрести квартиру, внося средства поэтапно, “или, в худшем случае, вернуть свои деньги назад”. Проектные компании позволят обеспечить прозрачность финансовых потоков и исключить нецелевое использование средств, для банков это означает привлечение дополнительных депозитов и появление “солидных клиентов в лице проектной компании”, а застройщик, в свою очередь, обеспечивает гарантированную продажу построенных квартир и реализует коммерческие проекты.
Однако и в этой схеме не все гладко. По мнению депутата Бауржана Смаилова, новая схема может привести к удорожанию строительства. По его мнению, в ней выигрывают только банки, ведь процент от депозитных вкладов в данном случае будет минимальным для дольщиков, а проектная компания, которая на этапе строительства не сможет воспользоваться данными средствами, будет вынуждена брать кредиты у БВУ под высокий процент. Эти затраты и лягут в себестоимость квадратного метра.
Депутат предлагает разбить строительство на этапы и выплачивать средства проектной компании из средств дольщиков по мере завершения той или иной стадии возведения здания. Однако члены рабочей группы до вынесения законопроекта на пленарное заседание такое предложение не поддержали. По их мнению, сохранность средств дольщиков превыше всего.
Впрочем, все предложения народных избранников еще будут обсуждаться во втором чтении, а потому об окончательном варианте законопроекта говорить пока не приходится.
Тем временем заместитель председателя строительного комитета Николай Тихонюк считает, что не менее важная изюминка нового законопроекта заключается в том, что теперь застройщик для получения лицензии на строительство жилого комплекса должен будет еще на стадии нулевого цикла предоставить ПСД с положительным заключением экспертизы. “До этого при коммерческом строительстве госэкспертиза распространялась только на техническую часть, а финансовая часть рассматривалась как коммерческая тайна, в чем и была наша ошибка - никто не отслеживал эти деньги. Мы до сих пор не знаем, какова стоимость строительства этих домов”, - отметил Николай Тихонюк в кулуарах парламента.
Теперь же этот вопрос будет рассматриваться особенно тщательно, чтобы застройщики в погоне за клиентом не демпинговали цены, а устанавливали ту стоимость квадратных метров, которая позволит завершить начатые проекты.
Астана |