|
Юлиана Жихорь
Правящая партия пытается контролировать расходование средств, выделяемых из резервов государства для поддержки экономики. И приходит к неутешительному выводу: деньги эти вот уже который месяц “в пути”
Когда партия “Нур Отан” победила на парламентских выборах, на политическом Олимпе ликовали: теперь и правительство, и парламент будут “рулить” страной единодушно. Ведь именно партийный парламент формирует состав правительства. (К слову, все члены Кабмина одновременно являются членами “Нур Отана”).
Спустя пару лет выяснилось, что единодушие проявляется лишь в беспрекословном принятии парламентом спускаемых из правительства законопроектов. Что же касается схем распределения государственных средств, особенно в рамках антикризисной программы, то здесь, как выясняется, не все мнения так уж едины - аппарат партии вкупе с парламентом (что, в принципе, одно и то же) вынуждены были даже создать специальную комиссию партийного контроля.
Четвертое ее заседание состоялось в конце прошлой недели. Члены комиссии наконец-то узнали то, что правительство популярно объясняет народу уже несколько недель - перечень требований, которые банки будут предъявлять для рефинансирования ипотечных кредитов: кредит должен быть выдан в последние 4 года, а заложенная квартира - являться единственным жильем площадью не более 120 квадратных метров.
Но самое жесткое требование - все желающие рефинансировать кредиты должны быть добросовестными плательщиками на момент подачи заявления. Как сообщила председатель комиссии Гульжана Карагусова, на сегодня большое количество людей являются должниками по ипотечному кредитованию и одновременно являются владельцами единственного жилья. “Сейчас мы перед правительством поставили вопрос: что же нам с этими людьми делать?” Пока правительство дипломатично отмалчивается.
За него “обрадовал” ипотечников глава Нацбанка Григорий Марченко, сообщивший, что рефинансирование ипотечных кредитов будет проводиться по сниженным ставкам, но зато по новому курсу тенге. Правда, нет никакой гарантии, что в случае резкого падения курса доллара банки согласятся на обратную реструктуризацию...
Партийцы всерьез озаботились и целевым использованием выделенных из Нацфонда средств. Они потребовали проверки договоров со всеми банками, получившими финпомощь, на предмет требований, выставляемых государством. Ибо, как отметила Карагусова, “у комиссии есть такие опасения, действительно ли по поручению главы государства будет финансироваться именно производственный сектор, а не торговля, которая никакого развития не приносит”.
А заодно партийные контролеры ждут ответов на вопросы по расходованию госсредств, влитых в уставный капитал выкупленных государством банков: “Есть опасения, что они могут быть использованы не на те цели”. То есть попросту направлены на покрытие внешних долгов. Остались в комиссии недовольны и схемой финансирования АПК. По мнению партийцев, кредиты, выделяемые через АО “КазАгро”, “являются не очень дешевыми, мягко выражаясь”.
Председатель республиканского совета по борьбе с коррупцией Оралбай Абдыкаримов оказался менее дипломатичен. “С конца прошлого года говорим все время о выделении. Деньги выделены, а практически еще ни одного тиына никто не получил, - возмущался он. - Ко мне приходили люди - получатели этих кредитов (из АО “КазАгро”. -
“НП”), сельхозники. Банк установил 4 процента. А “КазАгро” добавляет еще 8 процентов. Спрашивается, на каком основании? Они начали разбираться, что к чему. 4 процента “КазАгро” накидывает за их риски. Какой он (“КазАгро”. -
“НП”) несет риск, когда риск несет банк, который выделяет деньги? “КазАгро” - посредник и как посредник он накачивает себе эти деньги. Куда пойдут? Конечно, на свои бонусы, кабинеты, машины и так далее. Вот где их риски заключаются”.
Но, как выяснилось в комиссии по контролю за работой правительства, не все ее члены владеют полной информацией. Ибо Гульжана Карагусова, оказывается, уже знает, из чего складываются и на что пойдут злополучные проценты. Оказывается, половина из 8 - это пруденциальные нормативы, выставляемые АФН.
Но самой интересной оказалась схема распределения средств для сельхозников. Оказывается, “КазАгро” не напрямую финансирует сельчан, а “сначала отдает крупным компаниям в тех или иных областях”. “Очень тяжелая схема. Они выделяют под 12 процентов крупным компаниям, крупные компании, естественно, еще накручивают”.
Все замечания комиссия планирует передать первому заместителю председателя партии, дабы он проинформировал главу государства.
Астана |