|
Ботагоз Искакова
Вооружившись государственными финансами, чиновники всех мастей рьяно принялись строить планы по тому, какие проекты Карты индустриализации воплотят в Казахстане. Это производства и в сфере АПК, машиностроения, фармацевтики, и в сфере строительных материалов. Но насколько при этом учитывается поручение Президента РК, данного в Послании, о том, что при этом нужны системность и целостный подход, чтобы не распылять ресурсы на слишком большое количество проектов
На недавнем заседании Правительства РК Министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбут Атамкулов поделился планами ведомства по вопросам индустриально-инновационного развития страны. По его словам, они были сформированы совместно с регионами с учетом специфики и конкурентных преимуществ областей, которые охватывают различные сектора промышленности. Только в этом году планируют ввести 206 проектов на общую сумму 995 миллиардов тенге с созданием более 18 тысяч новых постоянных рабочих мест, а в текущем году торжественная “красная лента” разрезана в 28 заводах, на строительство и оснащение которых ушло 204 миллиарда тенге. Разумеется, эти средства и государственные, и частные. Так, для сравнения, по итогам анализа, проведенного Energy Prom, в 2016 году расходы по реализации ГПИИР составили 320,3 миллиарда тенге, из которых 172,4 миллиарда - это средства из госказны, 138,2 - собственные и заемные средства, 10 миллиардов взяли из Национального фонда. В этом году в разрезе отраслей наибольшее количество новых производств ожидается в АПК и пищевой промышленности - 76 проектов, строительных материалов и машиностроении - 38 и 19 проектов соответственно. А в третьем квартале ожидается запуск 14 проектов на сумму более 97 миллиардов тенге.
|
Бейбут Атамкулов
|
Из регионов лидерами по объему инвестиций запускаемых проектов являются Карагандинская (203,1 миллиарда тенге), Актюбинская (138,3 миллиарда) и Алматинская области (104,1 миллиарда тенге). По словам Бейбута Атамкулова, среди отраслей промышленности хорошие результаты показывает машиностроительная отрасль, объемы производства которой выросли на 16,3 процента за восемь месяцев этого года. Драйвером отрасли остается сектор автомобилестроения, обеспечив рост на 51,8 процента. Глава министерства спрогнозировал двукратное увеличение мощности рынка отечественного автомобилестроения. Этот показатель обеспечат с запуском завода по производству легковых автомобилей марки Hyundai в Алматы с мощностью 45 тысяч единиц в год. Реализация этого проекта позволит осуществить переход на мелкоузловую сборку автомобилей со штамповкой кузова и его покраской. В 2019 году произвели и экспортировали в Россию 400 тысяч автодисков, имеется проектная мощность производить до одного миллиона дисков в год. С этого года начали кооперацию между отечественным автопромом (АО “Азия-Авто”) и металлургической компанией (ТОО “Вектор-Павлодар”) по применению автомобильных дисков для увеличения локализации автопрома. По словам министра, в Костанайской области запускают масштабный проект по формированию крупного машиностроительного кластера, где будут выпускать компоненты для сельхозтехники и автомобилей. Производственный комплекс площадью 38 тысяч квадратных метров сдадут в декабре 2020 года с выходом на проектную мощность уже следующей весной. В промзоне Костаная планируют наладить литейное производство комплектующих к двигателям грузовиков “КамАЗ”. После подписания инвестиционного соглашения уже в этом месяце планируют начало строительства. В планах 95 процентов производимой продукции ориентируют на экспорт, а в конечном итоге они будут встроены в глобальную цепочку создания стоимости, охватывающую Россию, СНГ, а также в немецкий концерн Daimler AG. Кроме того, ожидаются позитивные изменения в горно-металлургической отрасли в Карагандинской области, собираются реализовать планы в сфере фармацевтики и рынка строительных материалов и внедрить проекты в секторе электротехнического машиностроения. Так, отечественные аккумуляторы в 2020 году вышли на рынки Италии и Объединенных Арабских Эмиратов. При этом внутренняя потребность в аккумуляторах покрывается на 65 процентов. Объем экспорта аккумуляторов в 2019 году составил 57,2 миллиона долларов США. Экспортными рынками являются страны ЕАЭС, Центральной Азии и Восточной Европы. Кабельной продукцией также покрывают 65 процентов рынка страны в разных отраслях промышленности. В недавнем Послании народу страны Президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил, что, несмотря на успехи в сфере индустриализации, реализовать весь потенциал внутреннего рынка нам пока не удалось. Около двух третей обработанных товаров завозят из-за рубежа. Так, по мнению главы государства, нужно определиться с основными принципами, целями и задачами развития обрабатывающей промышленности и до конца года прописать все это в едином унифицированном законе “О промышленной политике”. “Предстоит также наполнить конкретным содержанием меры по поддержке промышленности. Нам не хватает системности, целостного подхода, из-за этого мы распыляем ресурсы на слишком большое количество проектов”, - подчеркнул президент. Он отметил, что будут сохранены широкие “горизонтальные” меры поддержки промышленности. Вместе с тем правительству предстоит определить стратегически важные производства, ключевые экспортные приоритеты, а также существенно расширить инструментарий мер поддержки.
Нур-Султан
|