|
Алла Иванилова
Сегодня во многих странах мира встала дилемма - благополучная эпидситуация или образованные дети? Кроме того, закрытие школ на карантин сказывается в том числе и на снижении экономической активности страны. В связи со всем этим многие государства отказались от онлайн-обучения. И лишь очень немногие (в числе которых и Казахстан) решили “перестраховаться” и открыть школы только для “избранных” классов. Очевидно, однако, что детям пора уже начать ходить в школу, и недавно президент страны дал соответствующее поручение чиновникам
К концу марта, когда пандемия коронавируса захватила почти весь мир, по данным ЮНЕСКО, средние и начальные школы закрылись практически во всех государствах. Это затронуло более 1,5 миллиарда учащихся в 165 странах. Где-то учебный год закончили досрочно, где-то его продолжили в онлайн-формате. Повсеместный переход на онлайн-обучение дал возможность для экспериментов и тестирования новых моделей образования. Школьники, вынужденные учиться дома, научились самостоятельно планировать учебный план, а учителя - пользоваться технологиями. Однако, по заявлению ЮНЕСКО, это выявило ряд проблем: слабое техническое оснащение школ; неготовность учителей к обучению в интернете; отсутствие у школьников доступа к сети и компьютеров, особенно в малообеспеченных семьях.
За время весеннего карантина стало понятно, что домашнее обучение по интернету - это неподходящий вариант, который может загубить весь учебный год. Всемирный банк провел исследование сферы образования в странах Центральной Азии. По их данным, если до пандемии школьники этого региона отставали в знаниях от своих европейских ровесников на полтора года, то после дистанционного обучения этот разрыв увеличился еще на полгода. Поэтому, несмотря на новые вспышки коронавируса, школьники почти повсеместно 1 сентября вернулись в классы. В Ирландии и Великобритании, например, помимо всего прочего, в период пандемии зафиксировали рост несчастных случаев среди детей, остававшихся дома из-за закрытых школ, а также увеличение числа банкротств из-за того, что кормильцы семей были вынуждены оставлять работу для того, чтобы оставаться с детьми дома. И в этой связи также решили - открыть школы. По рекомендации международных экспертов учеников необходимо держать в “пузырях общения” - классах или группах по году обучения, что подразумевает учебу в одном помещении и минимум контактов с другими. Кроме того, в школах появились обычные атрибуты нынешней эпохи: маски, санитайзеры, термометры на входе. В числе рекомендаций - разделение потоков, дезинфекция, соблюдение социальной дистанции, занятия на воздухе. При этом если кто-то из школьников заболеет коронавирусом, то на карантин отправится весь класс и даже могут закрыть школу. Так намерены поступать почти во всех странах. Согласно статистике, дети заражаются COVID-19 реже, и для инфицирования необходим тесный и продолжительный контакт с источником заразы. Наименьшему риску подвергаются дети в возрасте младше 12 лет. Поэтому приоритет в очном образовании за учениками начальных классов. К слову, в некоторых странах носить маски в школах необязательно. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, выступая в конце августа в одной из школ, отметил, что требовать надевать маски на уроках глупо: “Нельзя учить с закрытым лицом, и невозможно ждать от школьников, что они будут учиться в масках”. Исключение составляют лишь учреждения образования в тех регионах, где введен локальный локдаун - там маски на переменах будут обязательны для учеников и учителей. США занимают первое место среди стран по количеству зараженных коронавирусом - более 6,2 миллиона человек. Однако, несмотря на это, большинство губернаторов намерены следовать рекомендации Американской академии педиатрии, призвавшей открыть школы. “Учащиеся должны физически присутствовать в школе. Школьные пространства имеют фундаментальное значение не только для академического обучения, но и для социальных и эмоциональных навыков детей, их психического и физического здоровья”, - говорится в заключении специалистов. При этом подсчитали, что реализация санитарных мер может обойтись в 1,8 миллиона долларов для среднестатистического (3200 школьников) учебного округа США. В России, которая находится на четвертом месте по количеству зараженных COVID-19, большинство учеников 1 сентября пошли в школу как обычно. Только не было торжественных линеек и первых звонков. Дистанционное образование предусмотрено по заявлению родителей. Причем за отмену онлайн-обучения выступали российские врачи, считая, что коронавирус не будет представлять опасности для школьников при условии соблюдения мер безопасности. Среди всех зараженных в РФ несовершеннолетних 5-7 процентов. Ученые Германии провели исследование в школах Саксонии, где были выявлены инфицированные COVID-19. Из почти 2000 образцов только у 12 школьников и учителей обнаружили антитела, поэтому они не могли быть источником быстрого распространения вируса. При этом ученые пришли к выводу, что дети могут даже “удерживать” передачу инфекции. Отказ от дистанционного обучения поддержали немецкие экономисты, предсказывающие дополнительно на восемь процентов снижение экономической активности страны при условии закрытия на карантин школ и детских садов. В каждом учебном заведении решают, как быть в сложившейся ситуации. При этом в случае заражения в школе карантин будет обязательным только для близких контактов инфицированного, учебное заведение продолжит работать. Если во Франции весной, когда школы снова открылись после первой волны коронавируса, родители могли свободно решать, отправлять ребенка на учебу или нет, то теперь очное образование сделали по умолчанию обязательным. Те, кто хочет учиться дома, должны подать прошение местным властям. В Испании, где сейчас самая тяжелая обстановка в Европе, также решили открыть школы. В Японии с началом нового учебного года в апреле школы снова открыли с жесткими правилами эпидемиологической безопасности. В некоторых учебных заведениях школьники носят пластиковые забрала, раньше уходят домой и посещают занятия через день. Одна из рекомендаций международных экспертов - проводить регулярное тестирование учеников и учителей. Этому правилу придерживались в Люксембурге и Германии. Однако оно слишком затратное, да и большинство экспертов считает его неэффективным, поскольку с момента тестирования до получения результата теста проходит как минимум два дня. В Казахстане, где с 16 марта школьников и студентов отправили досрочно на каникулы, а четвертая четверть прошла дистанционно, решили не рисковать и обучение в первой четверти нового учебного года тоже организовать онлайн. По желанию родителей в школах сформировали дежурные классы для учеников 1-4-х классов. Однако недавно Президент страны поручил Правительству РК начать подготовку к возобновлению традиционного формата обучения “с соблюдением санитарных норм, чтобы избежать вспышки опасного заболевания среди детей и молодежи”. Успеет ли Кабмин это сделать в течение первой четверти, которая продлится до 4 ноября? Возможно, в такой ситуации, когда любое промедление сказывается на успеваемости учеников (всем уже понятно, что дистанционное образование - это пустая трата времени), не стоит ждать начала ноября, а все решить в оперативном порядке. Ведь опыт многих стран наглядно демонстрирует - “не так страшен черт, как его малюют”. Согласно прогнозам, пандемия продлится еще два года. Поэтому надо научиться жить, работать и учиться в новых условиях.
P.S. И, кстати, главной угрозой для учащихся осенью 2020 года, как считают многие врачи, станет привычное ОРВИ, а не коронавирус.
Нур-Султан
|