|
Поможешь другому в беде, и он вспомнит о тебе, когда снова в нее попадет
Кончить зиму, не приходя в осознание
В уходящем месяце мы переступили очередной рубеж. По ту сторону рубежа осталось тревожное ожидание и надежда на то, что, быть может, как-то все обойдется. А также на то, что там, “наверху”, кто-то что-нибудь все же придумает. Но вот мы уже почти месяц живем по “эту” сторону: когда все въехало в привычную колею. Привыкать к ней придется еще долго. Но необходимо. Потому как жить теперь будем только в ней, иной жизни, тем более той, которая промелькнула в предыдущие три-четыре года, уже не будет.
Два неоспоримых “хита”, по нашему мнению, прозвучали в феврале из уст двух выдающихся деятелей казахстанской современности. Это, как нетрудно догадаться, Григорий Александрович Марченко и Ермухамет Кабидинович Ертысбаев. Первый наш “номинант” войдет в историю страны как “автор февральской девальвации”. Хотя это и звучит совершенно некорректно, и, быть может, не совсем соответствует реальности, но уже стало расхожим и общим местом.
Как написал в свое время о российском дефолте 1998 года Михаил Задорнов: никто ничего не понял, но ясно стало всем. Стало ясно, какими “экономическими законами” руководствуется наше правительство, когда планирует программы по сдерживанию инфляции, роста цен и т.п. Но многие так и не поняли, почему так быстро улетучился наш флер “самой передовой банковской системы в СНГ”, “бурно развивающейся экономики” и “страны, добивающейся вхождения в число пятидесяти самых конкурентоспособных в мире”?
И что яснее ясного стало буквально всем, так это то, что произошедшее - это не дефолт, но это еще далеко не все...
И чего совершенно никто не понял: сколько еще продлится это “далеко не все”?
А вот второй наш “хитовый номинант” высказал в середине месяца сентенцию не менее убойную, хотя и из совсем иной области. На нее обратили внимание разве что как на громкую, хлесткую и рекламную сенсацию. Тогда как на самом деле заявление Ертысбаева об отсутствии в Казахстане гражданского общества прозвучало как приговор. Ведь сказано сие было устами не простого политика, а одного из самых выдающихся в современном Казахстане, одного из самых открытых и изощренных.
Но, к сожалению, довольно ограниченного в средствах и возможностях.
Вопреки довольно распространенному мнению о том, что Ертысбаев беспринципен и циничен, рискну возразить, что это совершенно не так. Да, он политик до мозга костей, но и политики бывают разными. Ертысбаев таков, какова наша политическая реальность. Однако назвать его антидемократом или человеком, которому чужды современные идеи развития общества, - это значит не знать Ертысбаева.
Поэтому его заявление, повторяем, не просто сенсация - это и его мнение, и мнение тех, кому он противостоял все эти годы. Нет, мы имеем в виду не оппозицию, а чиновничье окружение Ертысбаева, как это ни покажется неожиданным. И это высказанное Ертысбаевым мнение-приговор обозначило: гражданского общества в Казахстане нет и в обозримом будущем не будет.
Пока это окружение будет превалировать в Астане. И не только ничего не делать для формирования нормального общества, но все делать для того, чтобы такие изощренные прагматики, как Ермухамет Ертысбаев, использовались только в качестве громоотводов, а не реальных политиков.
Так что нынешний февраль можно еще назвать месяцем возвращения в реальность, как после сна, в котором летаешь, а все остальные ползают внизу. |