|
Ботагоз Омар
Продлевая мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, власти страны рассчитывают на ответную реакцию предпринимателей
Почему предыдущий мораторий отрицательно сказался на уровне налоговых поступлений? Этот вопрос был в центре внимания недавнего заседания правительства. Мнения самих бизнес-ассоциаций на этот счет расходятся. В то время как одни сетуют на сокращение числа игроков на рынке, по которым кризис ударил, несмотря на бархатные меры властей, другие утверждают, что появились теневики, которые с двойной пользой используют сложившуюся ситуацию. “Мы за несколько месяцев провели анализ и выяснили, что бизнес не только сбавляет обороты и из-за этого сокращает налоги, но есть тренд по полному уходу в тень - в теневую экономику”, - утверждает председатель совета Форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов.
Похоже, что премьер разделяет это мнение. “У нас есть информация, что ряд предприятий в прошлом году открывались именно на период моратория. И под конец моратория они закрывались. Целенаправленно. Вот эту категорию нам надо выявлять, чтобы они не марали все движение МСБ в целом”, - сообщил Карим Масимов.
|
Маневры бизнесменов МСБ: не наезжать на флажки моратория |
В день принятия постановления правительства о введении моратория на проверки МСБ министр индустрии и торговли Владимир Школьник отпраздновал свой 60-летний день рождения. Получив поздравления и букет алых роз из рук главы Кабмина, юбиляр решил преподнести двойной подарок отечественным бизнесменам. Во-первых, идея моратория, вводимого с 17 февраля по 1 июля этого года, была единогласно поддержана всеми членами правительства.
Во-вторых, он заявил с высокой трибуны, что в освободившееся от проверок время государственные органы займутся оптимизацией государственного контроля. Таким образом, система лицензирования и сертификации будет максимально упрощена.
Работа в этом направлении ведется уже давно, однако пока она не приводит к ожидаемым результатам. Чиновники решили, что дело не сдвинется с мертвой точки, пока на законодательном уровне не будет принято соответствующего документа, и инициировали новые поправки. Эта работа включена в план законопроектных работ на 2009 год, сама концепция законопроекта разрабатывается Генеральной прокуратурой. По обещанию Владимира Школьника, уже в марте она будет внесена в Министерство юстиции.
В то же время многие госорганы, не дожидаясь принятия этого законопроекта, уже сегодня вносят положения о системах управления рисками в свои отраслевые нормативные базы. Минфин намерен скорректировать Таможенный и Налоговый кодексы, МЧС - законы о пожарной и промышленной безопасности, не останется без внимания и законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Единственное, чего опасаются руководители как местных, так и центральных исполнительных органов: как быть с сокращением налоговых поступлений? По словам акима Алматы Ахметжана Есимова, сказанным во время заседания правительства, в южной столице “в прошлом году, когда действовал мораторий, поступления в местные бюджеты в целом увеличились на 8 процентов, или на 7 миллиардов тенге. А от субъектов МСБ они, напротив, уменьшились на 1 миллиард”.
Как сообщил глава Мининдустрии, для борьбы со злостными нарушителями законодательства было решено включить в проект постановления правительства оговорку, что в период действия моратория центральным и местным органам власти запрещено проводить проверки субъектов малого и среднего бизнеса за исключением ряда случаев. Например, когда основанием для проверки служат “заявление налогоплательщика, встречные налоговые проверки и хронометражные обследования, проверки, проводимые в соответствии с законодательством в целях пресечения уголовных преступлений. А также проверки, проводимые для предотвращения действий, направленных на нарушение общественного порядка, прав и свободы человека, норм законодательства РК о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о недропользовании, в области ветеринарии, а также проверки по вопросам предоставления земель вокруг города Астаны и городов областного значения”.
Вместе с тем есть еще один способ, который мог бы защитить предпринимателей от излишнего пресса налоговиков. Речь идет о замене моратория практикой предоставления своего рода налоговых индульгенций, которые покупались бы бизнесменами. Заплатив налог единожды, например, на 3 года вперед, предприниматель может получить гарантию, что в течение этого периода времени он будет освобожден от необоснованных проверок фискальных органов. Такая практика получила распространение в ряде развитых стран мира. К примеру, в Европе индульгенция налогоплательщикам предоставлялась во Франции, Бельгии, Италии, Ирландии, опыт которой, кстати, является наиболее успешным.
С одной стороны, данный механизм позволил бы обеспечить стабильные потоки в бюджет страны, с другой - он был бы весьма удобен для предпринимателей. Однако налоговикам, скорее всего, введение такой схемы не выгодно: вряд ли ведомства откажутся от весомых рычагов давления на предпринимателей. Кроме того, фискалы и предприниматели всегда при желании могут найти общий язык. Если вопрос предоставления индульгенций будет решаться руководителями налоговых инспекций, это приведет к тому, что многим предпринимателям будет легче за определенную нелегальную сумму откупаться от налоговых проверок. Ни для кого не секрет, что иногда дешевле договориться с налоговыми органами, чтобы данную фирму на какое-то время оставили в покое.
Налоговая индульгенция может работать только в том случае, если для принятия решений о ее предоставлении будет создан специальный орган, который не подчинялся бы Налоговому комитету. Пожалуй, это единственная сложность, которая может возникнуть при введении столь нового для постсоветского пространства механизма.
Астана |