|
Ольга Шишанова Казахстан собирается перейти к новому этапу обеспечения продовольственной безопасности и контроля цен путем создания национальной товаропроводящей сети - комплекса оптово-распределительных центров. Цена вопроса - свыше 237 миллиардов тенге
Об этом в ходе очередного заседания правительства заявил Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. По его словам, это необходимо для нормализации продовольственной безопасности, которая сегодня характеризуется недостатком качественной инфраструктуры для долгосрочного хранения, что увеличивает издержки сельхозпроизводителя. Отсутствие координации объектов торгово-логистической инфраструктуры между собой усложняет путь товара к потребителю. Но главное - необходимость создания системы хранения и реализации продуктов, производимых в стране, связана с большими затратами производителей. В то время как по данным МСХ РК дефицит по стране овощехранилищ составляет почти 70 процентов, а в некоторых регионах эта цифра и вовсе достигает 90 процентов. Это, естественно, не может не привести к большим потерям продукции и уж тем более невозможности ее хранения в течение длительного периода. При этом потери овощей и фруктов составляют 19 процентов, мяса и молочной продукции - пять. А это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, отражаются на конечной стоимости продукции. И, для того чтобы одним махом решить все накопившиеся в отрасли проблемы, ведомство решило предложить создание национальной товаропроводящей сети, которая будет состоять из единого комплекса оптово-распределительных центров (ОРЦ). Они смогут предлагать специализированные услуги начиная от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции. Но осуществится ли задуманное, да еще в столь короткие сроки - до 2022 года по республике должны быть возведены 24 пункта ОРЦ, как это наметило МТИ РК?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала, пожалуй, стоит вспомнить, что сама идея далеко не новая. Так, дискуссии по ней вели давно, а в середине 2018 года разработку концепции и строительство таких центров наконец утвердили в правительстве. Предполагалось, что такие ОРЦ должны будут обеспечить связь между селами, которые производят мясо, молоко, бахчевые, овощи, фрукты, и торговыми объектами, крупными потребителями, для того чтобы фермеры могли по справедливой цене продавать им свою продукцию. Это, в свою очередь, помогло бы обеспечить прозрачность ценообразования и гарантированный сбыт продукции. В качестве примера можно назвать цифру в 200 тысяч фермеров, которые сегодня производят в селах ту или иную сельскохозяйственную продукцию. Но поскольку у многих из них маленькие объемы и им невыгодно нанимать даже транспорт, чтобы отвозить товар на рынок или куда-то еще, так как транспортные расходы съедают часть прибыли, сегодня в сфере поставок сельхозпродукции работают физлица - посредники. Они скупают весь товар по заниженным расценкам, а затем перепродают его магазинам, на рынки с накрученными во много раз наценками. Тогда как появление ОРЦ предполагает: производители официально и напрямую со всеми чеками и сопроводительными документами должны будут поставлять свою продукцию на массовый рынок через заинтересованные логистические компании, что, в свою очередь, позволит снизить существующие сегодня цены на продовольственные товары минимум на 15-20 процентов. Однако насколько это действительно станет возможным? Ведь ОРЦ должны будут работать не только как часть оптового и розничного рынка, но и как торгово-логистические центры. А это уже не просто большие склады, где картофель и морковь хранятся в ожидании, когда за ними приедет покупатель. Это сложные с технической точки зрения логистические комплексы, имеющие помимо обязательных для них складских помещений лаборатории, камеры с разными климатическими режимами, железнодорожные тупики и много дорогой техники. И для того, чтобы прогнозы министерства в отношении снижения цен на продукцию сбылись хотя бы частично, минимум необходимы серьезные инвестиции плюс внесение изменений в закон о торговых отношениях. Законопоправки при этом должны будут регулировать не только внутренние отношения между ОРЦ и фермерами, но и инвестиционную политику в отношении возводимых центров. А в первую очередь в закон должно быть внесено само понятие “оптово-распределительные центры”, которого сегодня там попросту нет, а также приняты требования к ним. В качестве уже сложившегося положительного примера можно привести страны ЕС, где такие ОРЦ работают давно и успешно, причем, по данным Султанова, ключевую роль в их работе играет государство. Например, во Франции из 20 таких пунктов только один является частным, в Испании ОРЦ полностью контролирует государство, в Польше 62 процента акций сельскохозяйственного оптового рынка страны также принадлежат государству. Однако, как полагают в ведомстве, если все сложится успешно, такая инфраструктура позволит выстроить в Казахстане эффективные транспортно-логистические каналы не только внутри страны, но и для экспортно-импортных операций в страны ЕАЭС, Центральной Азии и Китая, что расширит рынки сбыта. При этом сеть оптово-распределительных центров может стать тем связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы, которое объединит в один кластер производителей, ретейлеров и поставщиков. И, возможно, наконец-то позволит избавиться от цепочки многочисленных посредников.
Нур-Султан |