|
Даулет Алтаев Нынешнее непростое время, когда крупные города Казахстана погружены в карантин, а на территории государства действует режим ЧП из-за пандемии коронавируса, заставляет относиться к каждому опубликованному слову официального должностного лица с особым вниманием. Речь идет о “Сергек”. Что в случае нарушения условий карантина (отклонение от маршрута, прописанного в специальной справке с места работы (там, где указано место работы и проживания для тех, кто продолжает трудиться) или если кому наскучил режим самоизоляции и он вышел на улицу без крайней необходимости) электронная система выявит и оштрафует
Сейчас не время говорить о технических способностях “Сергек” и прочих системах контроля над соблюдением законности в городе. Бесспорно, их возможности довольно широки. Однако даже они не способны со 100-процентной вероятностью установить, кто конкретно управлял авто в определенной части города и имеет ли он на это разрешение. Можно установить номер машины, можно установить принадлежность, но как установить личность водителя, который сейчас находится за рулем? Иными словами, нарушителя, который должен понести наказание. Да, можно “ударить” по хозяину авто. Но насколько это законно - наказать лишь по факту прав собственности на авто? Это же касается и остальных горожан - как определить личность покинувшего дом имеющимися техническими средствами? Мы допускаем, что можем недооценивать возможности системы, которая следит за городами Казахстана. Однако глава государства неоднократно высказывал мнение о том, что необходимо усилить контроль посредством технических средств в городах республики. И ведь его конструктивная критика конкретно проекта “Сергек” возникла явно не на ровном месте. Также мы руководствуемся элементарной логикой - в любом случае последнее слово в оформлении штрафа за человеком. Имеет ли сейчас МВД или частный оператор, которой “ведет” “Сергек”, возможность задействовать такое количество людей ради одной цели - найти и “обезвредить”? Допустим, что это можно сделать с одним человеком - опасным преступником. Но в масштабах миллионных городов...
Вот и получается, что гражданин, который обладает актуальной общедоступной информацией о развитии технологий и подкован юридически, лишь криво улыбнется, услышав такого рода страшилку. И в следующий раз воспримет подобного рода информацию с большой долей недоверия. В то же время у силовых структур есть действительно рабочие методы установления нарушителей карантинного режима. Это дополнительные посты в городе и пешие патрули. На наш взгляд, лучшего в деле поимки нарушителей придумать-то сложно. И чем чаще будут меняться дислокации постов и маршруты пеших патрулей, тем эффективнее будет работать система контроля. Причем эти меры полезны не только против несознательных нарушителей карантина, но и в целом преступников, которые готовы воспользоваться сложной ситуацией в стране и чьи доходы ввиду ЧП и карантина резко упали. Вот где действительно - поймают, не отвертишься. Кстати, не только медики находятся на переднем краю борьбы с нераспространением вируса, но и непосредственно сами силовики. Сколько историй, когда главы семейств, каждого из них мы назовем боевой единицей, следуя за приказом, рискуют своей жизнью, в очередной раз выходя в оцепление, патрули и посты. На наш взгляд, они также достойны дополнительного поощрения со стороны государства. И еще один момент, очень важный в деле распространения официальной информации со стороны силовых ведомств. Речь идет о казалось бы простой в наше время, но необходимой вещи - наличии качественной техники, которая вещает на ближайшую округу. Мы говорим как о передвижных, так и о стационарных системах экстренного уличного оповещения. Сейчас же разобрать, о чем пытается сообщить (а это действительно важная информация) оперативный штаб, практически невозможно. Кроме гула и обрывков слов ничего не слышно. По каким причинам информация через подобные технические средства доносится до слушателя в ужасном качестве, установить, на наш взгляд, должна проверка. Проверка покажет все, что угодно - это и старость аппаратуры, закуп самого дешевого оборудования ввиду принятого принципа государственных закупок, или от природы невнятная дикция (но и неотточенная) вещающих еще и через надетые маски. В любом случае сложно спорить с тем, что надо менять подход - это первоисточник, и он, учитывая требования времени и ситуации, обязан вещать понятно, доходчиво и четко. Все же мы не на вокзале старого образца. Там, где пропущенный выход к посадке грозит лишь потерей времени и денег. Не исключено, что существующие системы хороши для воспроизведения сирен, но видно, что плохо подходят для трансляции голосового диапазона. В час “Ч” гражданин должен четко услышать и понять команду, исполнение которой спасет ему жизнь. Без преувеличения, разборчивые приказы, четкие предупреждения и достоверная информация об угрозе жизни и здоровью - это на самом деле вопрос жизни и смерти. Ведь любое неоднозначное трактование способно внести сумбур, панику в действия и без того напуганного человека, толпы. Поэтому без закупа дополнительного, более качественного оборудования публичного информирования обойтись невозможно. Предположим, что это должны быть специальные мобильные подразделения с качественной звуковоспроизводящей аппаратурой. Как раз на случай, схожий с нынешним. И пусть сегодняшняя ситуация станет поводом для того, чтобы серьезнее и гораздо профессиональнее относиться к распространению информации экстренного характера. Сила и польза которой, получается, в этом случае несколько недооценены.
Фото Радмира Фахрутдинова |