|
Алла Иванилова С этого года в Казахстане началась реализация новой Государственной программы развития образования и науки. В ближайшие шесть лет планируют решить ряд накопившихся проблем в этих сферах, а также устранить риски, выявленные по итогам международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS и PIAAC
Новая Госпрограмма на 2020-2025 годы предусматривает целый ряд инициатив, механизмов, индикаторов и показателей, направленных на улучшение качества образования посредством развития кадрового потенциала, обновления содержания, развития инфраструктуры и цифровизации, трансформации системы управления и финансирования, модернизации научно-исследовательской деятельности. Преобразования коснутся всех уровней - от дошкольного до послевузовского образования. Так, одна из целей уже в этом году - охватить дошкольным воспитанием и обучением более 85 процентов детей в возрасте от одного года до шести лет и сто процентов - от трех до шести лет. Для стимулирования качественной работы педагогов и повышения их статуса вводят ваучерную систему повышения квалификации, посткурсовое сопровождение, а также предусмотрено ежегодное увеличение на 25 процентов заработной платы учителям, доплаты за квалификационную категорию, степень магистра, классное руководство, проверку тетрадей. В целях обеспечения функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях пересматривают образовательные программы. Они ориентированы на формирование общелогических умений, коммуникативных компетенций, гибких навыков (soft skills, hard skills), предполагающих обучение на протяжении всей жизни.
За счет государства и частного сектора продолжает развиваться инфраструктура системы образования. Только до 2025 года построят 800 новых школ более чем на 650 тысяч мест. В рамках программы “Ауыл - ел бесiгi” планируют строительство 114 интернатов для сельских опорных школ. Предусмотрено и полное обеспечение школ современными предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEAM и их стопроцентное оснащение компьютерами. Также в рамках проекта “Модернизация среднего образования” при финансовой поддержке Всемирного банка 4944 сельские малокомплектные школы оснастят оборудованием, ноутбуками, цифровыми образовательными ресурсами на 14,2 миллиарда тенге. Основной упор сделают на сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися. Прорабатывается вопрос “шефства” сильных школ над школами с низкой результативностью в вопросах менеджмента, педагогической поддержки, учебно-методического обеспечения. Для этого Министерство образования и науки совместно с автономной организацией образования “Назарбаев интеллектуальная школа” в школах Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областях в пилотном режиме реализует проект по выравниванию качества обучения. Внедряют проекты “Мобильный учитель” (обеспечение отдаленных сельских школ педагогами путем организации их проезда) и “Временная семья” (проживание учащихся в семье в населенном пункте, где расположена опорная школа). Для измерения уровня функциональной грамотности обучающихся по аналогии с инструментами международных сопоставительных исследований PIRLS, PISA, ICILS, TIMSS, SAT совершенствуют форматы и содержание итоговой аттестации учащихся, ЕНТ, внешнего оценивания учебных достижений обучающихся. С этого года будут измерять композитный индекс удовлетворенности студентов, выпускников, работодателей качеством высшего образования. С 2021 года будут проводить профессиональную сертификацию выпускников вузов по педагогическим специальностям. Наряду с этим вводят лицензирование и рейтинг дошкольных организаций с учетом родительского мнения, систему оценивания WorldSkills, оценку деятельности руководителей организаций образования по KPI. С целью дальнейшего повышения общего уровня грамотности населения Министерство образования и науки совместно с заинтересованными государственными органами разрабатывает Дорожную карту развития непрерывного образования до 2025 года. Большое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, повышению их творческих способностей, развитию детского туризма и поддержке активных волонтеров. Во всех школах и колледжах внедряют проект “Ћџндылыћтарѕа негiзделген бiлiм беру”, направленный на развитие национальных и семейных ценностей, повышение роли семьи в воспитании детей, а также предусмотрен новый формат взаимодействия школ с родителями. Образование и воспитание детей осуществляется через приобщение к театральному искусству. Действует абонементная система посещения театров, музеев. Разрабатывают норматив школьника по базовым стандартам овладения знаниями в области культуры и искусства. На базе организаций среднего образования осуществляют работу свыше 63 тысяч школьных кружков, которые посещают более половины всех обучающихся. Важным ресурсом в воспитании является использование библиотек. Так, сегодня проводят модернизацию библиотек в центры культурно-досугового развития с использованием лучших мировых практик. Коворкинг-центры осуществляют свою деятельность как центры распространения знаний Bilim Ortalygy. В 17 регионах на базе библиотек с беспроводным интернетом открыли 240 таких центров, создали площадки для проведения мероприятий, встреч и обучения. В целях возрождения массового школьного туризма разработали комплекс мер по привлечению учащихся через экскурсии, туры, форумы, фестивали. Для того чтобы школьники знали историю родного края и города, планируют организовывать экскурсии по сакральным местам не только своего региона, но и в другие области страны в рамках программы “Рухани Жаѓѕыру”. План мероприятий по проведению Года волонтера предусматривает проведение республиканского молодежного летнего лагеря ZEREN 2020, реализацию общенационального проекта Birgemiz: Sabaqtastyq по внедрению практики наставничества волонтерами в отношении детей, находящихся в детских домах и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Нур-Султан |