|
Алла Иванилова
Конституционный совет признал поправки в Закон по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений не соответствующими Конституции. Это означает, что документ не может быть подписан президентом. Если, конечно, глава государства не возражает...
Быть или не быть - уже не вопрос
Конституционный совет поставил точку в дискуссиях по поводу “религиозного” закона. “Конституционный совет признал данный закон не соответствующим Конституции по четырем позициям”, - заявит глава КС Игорь Рогов.
Напомним, в начале декабря документ поступил на подпись к президенту, однако у главы государства появились некоторые сомнения по поводу конституционности документа, и он обратился в КС.
Сомнения, как отметил Игорь Рогов, оказались обоснованными. В первую очередь, в документе нет четкого определения словосочетания “свобода вероисповедания” и не определяется его соотношение с предусмотренным Конституцией правом на свободу совести. По мнению КС, свобода совести включает в себя возможность свободно исповедовать любую религию и это не может быть ограничено законами ни в каких случаях. Кроме того, установлена смысловая неидентичность текстов закона на казахском и русском языках, что в дальнейшем может неоднозначно применяться на практике. В законе присутствуют и технико-юридические недостатки, которые искажают толкование некоторых положений и повлекут в дальнейшем необоснованное ограничение прав и свобод человека. Все это в совокупности послужило тому, что нормативно-правовой акт был признан неконституционным.
За день до этого
Прежде чем рассматривать вопрос о конституционности закона, члены КС за день до этого внимательно выслушали всех тех, кто так или иначе имеет отношение к данному документу.
Депутаты рассказали, что инициировали поправки в закон после многочисленных обращений граждан. Кто-то, поверив словам “проповедника”, отдавал свою квартиру, кто-то отрекался от семьи, а некоторые и вовсе шли на преступление. “Когда такие обращения и жалобы стали поступать в парламент, депутаты решили создать законодательную преграду для нарушения прав человека в данной сфере”, - отметил вице-министр юстиции Дулат Куставлетов.
Представитель Минюста сообщил, что и в госорганы постоянно поступают подобные обращения. К сожалению, действующее законодательство, по его словам, не в силах защитить казахстанцев от религиозного произвола.
Закон по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений впервые появился в Казахстане в 1992 году. И, как сейчас говорит Минюст, ставил целью “снятие ограничений советской эпохи”. За 17 лет в документ семь раз вносились корректировки “технического характера”. Сейчас же поменялась “смысловая нагрузка”.
“Если в 1992 году стояла задача закрепить основы светского, а не атеистического характера государства, то сейчас стоит задача защитить права и свободы человека в сфере религии, упорядочить деятельность религиозных объединений”, - констатировал Куставлетов.
С 1992 года количество религиозных объединений выросло в шесть раз и на сегодняшний день составляет свыше четырех тысяч. Среди иностранных миссионеров, находящихся на территории республики, пять исламских, 32 -православных, 199 - католических и 134 - протестантских.
Количество повлияло на качество. Только за прошедший год зарегистрировано 65 преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом, по возбужденным уголовным делам изъято 1900 экстремистских материалов, судами осуждено 47 лиц по 21 уголовному делу. Ссылаясь на эту статистику, правительство и посчитало необходимым поддержать парламентариев и трижды давало свое положительное заключение: мажилису, сенату и Конституционному совету.
То, что такой закон необходим, считают и в Генпрокуратуре и приводят случаи из практики. Недавно в Алматинской области был задержан “мессия”, провозгласивший себя богом и проповедующий “непонятно какую веру”. Его “учениками” оказались сотни казахстанцев, россиян и даже граждан из дальнего зарубежья. Учение новоявленного бога сводилось к отказу от традиционного лечения. Он призывал постоянно смотреть на солнце и пить соленую воду. Дабы такие “мессии” не сбивали людей с пути, в высшем надзорном органе ратуют за принятие закона, регулирующего взаимоотношения государства и религиозных объединений. Впрочем, заместитель генерального прокурора Асхат Даулбаев отметил: “Закон не противоречит Конституции, но в то же время его обсуждение показало уйму шероховатостей и неточностей. Некоторые позиции требуют дальнейшей доработки”.
А вот несогласие с законопроектом руководителя Национального центра по правам человека Вячеслава Калюжного более принципиальное. Он считает, что ряд положений закона противоречит Пакту о гражданских и политических правах. Требование, касающееся согласия обоих родителей на участие несовершеннолетнего ребенка в религиозных группах или объединениях, по мнению Калюжного, идет в противовес с Конвенцией о правах ребенка.
Как констатировал глава Национального центра по правам человека, к ним по сей день поступают обращения граждан относительно некоторых норм закона. Заявители не согласны с нормами закона, регулирующими ввоз и распространение религиозной литературы, регистрации религиозных объединений и групп, а также с количественным цензом для создания местного религиозного объединения. За прошлый год на имя омбудсмена поступило 17 обращений, связанных с этим законопроектом, и 18 обращений по другим вопросам касательно свободы вероисповедания. “Фактов, что кто-то пострадал от религиозных объединений, не было. От детей тоже обращений не было”, - констатировал Вячеслав Калюжный. Резюмируя свои выводы, он отметил: “Отдельные нормы изложены недостаточно ясно. В законе имеется ряд отсылочных норм, которые могут впоследствии привести к ограничению, нарушению прав верующих на исповедание своей религии”.
Напомним, что к такому же выводу в своем итоговом заключении, которое вышло в январе текущего года, пришли и представители БДИПЧ ОБСЕ. Европейские правозащитники выделили 11 пунктов, по которым у них возникли вопросы. По их мнению, нормативно-правовой акт налагает недопустимые ограничения в отношении исповедания религии и нарушает международные стандарты, а его отдельные положения требуют детализации и конкретизации.
“Вступление в силу данного закона вызовет усиление критики со стороны части международного сообщества и повлияет на участие Казахстана в “тройке” ОБСЕ и на период председательствования в ОБСЕ”, - предостерег вице-министр иностранных дел Нурлан Ермекбаев.
Ну что ж, как в воду глядел...
Астана |