|
Марта Рогова Произошедшая под Алматы трагедия всколыхнула тему состояния авиапарка страны. И речь уже идет не только о не пожелавшей проходить производственный аудит безопасности представителями Международной ассоциации воздушного транспорта IATA три года назад авиакомпании Bek Air, но и обо всех других самолетах страны. Тем более что совсем недавно прокуратура била тревогу, предсказывая катастрофы
Сразу после авиакатастрофы авиакомпании Bek Air припомнили скандал, из которого она вышла победителем: в 2016 году авиакомпания отказалась подтверждать свою безопасность на международном уровне, ссылаясь на дороговизну процедуры и ее необязательность. Тогда Комитет гражданской авиации принял сторону авиакомпании. Как пояснил на днях вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев, тогда Bek Air разрешили стать исключением, чтобы развивать внутренний рынок авиаперевозок: “В министерство ранее поступало много предложений от бизнес-сообщества и населения. Не все могут иметь доступ к рынку авиационных перевозок. С учетом этого в области защиты конкуренции было предписание пока исключить из правил требований наличие сертификата о прохождении аудита IOSA. На международные перевозки весь аудит включен, поэтому у компании Bek Air права на международные полеты не было”. Все было бы ничего, если бы не парочка “но”. Об аховой ситуации в авиации главу государства лично проинформировал Генпрокурор Кайрат Кожамжаров. Его письмо впоследствии оказалось в СМИ. Кожамжаров тогда заявил, что в авиаотрасли отмечаются системные нарушения в вопросах безопасности. По статистике ГП РК, в 2017-2018 годах произошло 108 авиасобытий, пять катастроф, в которых погибли 11 человек. И все потому, что “уполномоченный орган вопреки требованиям Закона “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации” не ведет надлежащих учета и проверки технического состояния воздушных судов малой авиации. Выявили 200 незарегистрированных самолетов, 300 - с просроченными сертификатами летной годности в сферах санавиации, сельского хозяйства и туризма”. Нет качественных кадров, которые проверяют состояние самолетов: по информации Генпрокуратуры РК, из 20 государственных авиаинспекторов лишь один имеет допуск к оценке состояния иностранных судов, составляющих 90 процентов отечественного авиапарка. Вчера стало известно, что одна из версий крушения самолета Bek Air под Алматы - работа навигационных служб. А вот что про качество работы наземных служб говорил Кожамжаров в своем письме Елбасы в январе уходящего года: “РГП “Казаэронавигация” использует технически неисправное радиолокационное оборудование. За два года в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте зарегистрировано 200 случаев его поломки, в том числе 97 - в столичном аэропорте”. Вместо того чтобы обновлять техническую базу, руководство предприятия обновляет материальную - в 2017 году “закупило 38 квартир в Астане на полтора миллиарда тенге. С 2016 года из-за неподготовленной площадки для установки на складах простаивает новое оборудование на один миллиард тенге”. В начале года Генпрокуратура говорила и о дефиците диспетчеров - некомплект составлял 13 процентов, или 95 вакансий. “При этом Казаэронавигация за два года из 54 выпускников единственной в стране Академии гражданской авиации приняла на работу только десять, а на их четырехгодичную подготовку государство затратило 81 миллион тенге”. Зато господа из Казаэронавигации потратили два миллиарда тенге, чтобы обучить в Болгарии, Литве, Румынии и Франции 230 непрофильных специалистов навыкам авиадиспетчера. “В результате люди с образованием менеджеров, дизайнеров, ветеринаров, агрономов получили сертификаты диспетчеров авиации через год обучения и допущены к регулированию воздушным движением”, - говорится в письме Генпрокурора. Сейчас специальная комиссия ведет расследование авиакатастрофы под Алматы. Черные ящики с места трагедии отправили в Межгосударственный авиационный комитет в Москву (в МАК входят Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Молдова, Таджикистан, Украина и Российская Федерация) для расшифровки. После трагедии на свет вылезла еще одна неприятная информация - история разбившегося авиалайнера. В укор ставились возраст самолета (23 года) и его прошлые владельцы: сначала авиакомпания Тайваня Mandarin Airlines, затем авиакомпания OLT Express (Германия). 13 июля 2013 года авиалайнер купила авиакомпания Bek Air, и он получил бортовой регистрационный номер UP-F1007. Но Bek Air сдавал его в аренду другим авиаперевозчикам: дважды UP-F1007 арендовала авиакомпания Kam Air (Афганистан) - с 13 марта по 5 мая и с 28 сентября по 11 декабря 2016 года. Спустя два месяца, 22 февраля 2017 года, борт UP-F1007 сдали в аренду авиакомпании Safi Airways (Афганистан), рейсы которой он обслуживал до 11 июня 2017 года. Брала в аренду Fokker 100 с 11 декабря 2018 года по 15 июля 2019 года у Bek Air и небольшая авиакомпания из Восточной Африки Air Djibouti (Джибути). В общем, общественность пришла к выводу, что, даже несмотря на сертификат летной годности, который разбившийся Fokker 100 получил в мае уходящего года, сам факт, что самолет летал в Афганистане и Африке, уже ставил его в зону риска. Но при всей своей “древности” (а Fokker-100 сняли с производства в 1997 году) самолеты этого типа продолжают эксплуатировать: из произведенных за все годы Fokker-100 283 самолетов в воздухе до сих пор пара сотен бортов у многих авиакомпаний, включая австрийские, португальские, австралийские авиалинии. Пока есть три версии катастрофы: первая возможная причина - ошибка экипажа, вторая - техническая неисправность, третья - работа навигационных служб. Если окажется, что пилоты не виноваты и пытались спасти жизни пассажиров, то обе другие причины аварии автоматически должны повлечь за собой серьезные разбирательства с уполномоченным органом по гражданской авиации. В том числе и на предмет того - исправили ли системные нарушения, о которых еще год назад президенту страны докладывал Генеральный прокурор.
Попутные обстоятельства
Константин Маскаев В понедельник, 30 декабря, представители авиакомпании Bek Air встретились в Алматы с журналистами и рассказали свою версию причины падения самолета Fokker 100. Прежде всего глава авиакомпании Нурлан Жумасултанов объяснил молчание пресс-службы и руководства авиаперевозчика в первые сутки после трагедии. “Мы были в шоке, поэтому не выходили два дня в эфир. Мы были на месте, помогали разбирать завалы, также давали показания”, - пояснил Жумасултанов В авиакомпании считают, что на взлет разбившегося впоследствии воздушного судна могли повлиять внешние условия. В частности, руководитель летной службы Bek Air Эрик Сапаров обратил внимание собравшихся на то, что за минуту до взлета рейсового Fokker 100 из аэропорта Алматы произвел взлет борт Airbus 321, после которого мог остаться так называемый спутный след, вихревое явление, которое создает любой летящий самолет. Наиболее сильные завихрения возникают на взлете и посадке, когда выпущена механизация крыла. Взлетавший следом за оснащенным новыми мощными двигателями аэробусом “маленький” Fokker 100 начало кренить в разные стороны, вследствие чего он потерял высоту, дважды коснулся взлетно-посадочной полосы, не сумел взлететь и столкнулся с препятствиями - ограждением и двухэтажной постройкой. Погодные условия в момент авиапроисшествия были нормальными, это известно. Поэтому в авиакомпании возникший на второй секунде после отрыва от полосы и меняющийся каждую секунду крен объясняют именно малым временным интервалом после взлета Airbus 321. На пресс-конференции отметили, что сейчас интервал между взлетами самолетов составляет от одной до трех минут. После крушения интервал могут увеличить до пяти минут, особенно в штиль. Вообще на время жизни воздушных завихрений очень большое влияние оказывают погодные условия. При ветре спутный след пропадает значительно раньше. В авиакомпании считают, что даже аварийно упавший на заснеженное поле самолет мог не получить серьезных и угрожающих жизни пассажиров и экипажа повреждений, если бы не столкнулся со зданием. Руководитель Bek Air задается вопросом, почему жилые постройки оказались в непосредственной близости от взлетной полосы: - В советское время здесь были очень жесткие ограничения. Не только вдоль забора, но веером от полосы, чтобы не было построек в зоне взлета и посадки воздушных судов. Президент Касым-Жомарт Токаев уже дал задание определить законность построек вблизи аэродрома. Ранее юрист в области земельного права Бакытжан Базарбек уже говорил, что вокруг аэропорта Алматы проводят незаконную застройку. Он изучил документы и обнаружил, что самолет авиакомпании Bek Air упал между селами Гульдала и Альмерек Талгарского района. По его словам, этот участок прежде относился к категории орошаемых сельхозугодий и принадлежал одной женщине. Так как эта земля расположена вблизи взлетно-посадочной полосы, на ней согласно Земельному кодексу нельзя было строить жилые дома и даже заниматься некоторыми видами сельского хозяйства, связанными с животноводством, поскольку это привлекает птиц, которые, в свою очередь, могут оказаться помехой для самолетов, привести к повреждению или остановке двигателей. Однако владелица, по словам юриста, построила на указанном участке склад “и только потом подумала о том, что это было незаконно”. По данным, которые приводит Бакытжан Базарбек, женщина обратилась к депутату районного маслихата, и тот согласился изменить целевое назначение земель с орошаемых сельхозугодий “под крестьянское хозяйство” на сельхозугодия “под строительство и эксплуатацию складских помещений промышленного назначения”. - Но чтобы сделать это, нужно было включить этот участок в черту населенного пункта, - рассказывает юрист. - Для этого быстро подготовили рабочий проект генеральной планировки села Альмерек и включили территорию в населенный пункт. Однако, по его словам, чиновники и депутаты изменили целевое назначение не всего участка женщины, а только двух из 10 гектаров. Остальные восемь гектаров превратили в участки для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно Земельному кодексу, на них можно строить жилые дома. “Оставшиеся же восемь гектаров поделили на 150 участков и стали их продавать под строительство жилых домов. Но ведь не зря на расстоянии трех километров от аэродрома должно быть пустое поле - в случае экстренной посадки самолет сядет просто на землю, а не на дома. Если же дома стоят рядом, то риск существует и для их жильцов, и для самолетов. В нашем случае произошла катастрофа - судно упало как раз на строящийся дом, хотя могло приземлиться на ровной площадке. Кто знает, возможно, тогда мы бы избежали жертв”, - предполагает юрист.
Газета “Новое поколение” выражает глубокие соболезнования семьям погибших в авиакатастрофе самолета авиакомпании Bek Air.
Нур-Султан
|