|
Мадина Меирманова Пересмотр господходов к выплате адресной социальной помощи ускорил рост безработицы в стране. За 10 месяцев численность казахстанцев, нуждающихся в работе, выросла на 16,5 процента. И это, видимо, только начало “проявления” реальной картины безработицы
Кажется, Казахстану пошла на пользу встряска с митингами получателей АСП. С одной стороны, государственные мужи соотнесли господдержку с реальной стоимостью жизни в стране, с другой (спустя полгода после начала “повышенных” выплат) - пришло осознание чреватости стимулирования безработицы. Помнится, во времена распада СССР, когда из всех республик в дальнее зарубежье (на историческую родину) потянулись вереницы немцев, среди оставшихся ходили “легенды” о том, как хорошо живется в Германии - на пособие по безработице можно купить дом и припеваючи жить много лет. У нас на АСП, конечно, дом не купишь, да и припеваючи жить не получится. Но и в Германии, видимо, поняв всю пагубность высоких выплат, давно переформатировали и механизм выплат, и требования к получателям. С недавних пор, например, самое главное пособие безработным гражданам - пособие по безработице - выплачивается при целом ряде условий. Например, рассчитывать на него могут в том случае, если сотрудника уволила компания (сокращение или увольнение в связи с кризисом), а не по личной инициативе. При увольнении по собственному желанию пособие не выплачивают. Господдержка также не распространяется на те случаи, когда сотрудника увольняют из-за его проступков или провинностей. Если процесс сокращения неизбежен, то теряющий работу должен уведомить службу занятости о грядущей смене своего статуса не менее чем за три месяца.
Но самое интересное, что получателем пособия может стать гражданин, имевший официальный и непрерывный стаж (при полной занятости) не менее 12 месяцев, а работодатель должен был регулярно отчислять в социальные фонды необходимые выплаты за работника. Интересен и подход к начислению суммы пособия: она привязывается к размеру зарплаты до увольнения и составляет 60-85 процентов (но чаще всего назначают минимальную ставку). Так, при средней зарплате в Германии в 2019 году 2,5 тысячи евро пособие по безработице составит около 1,5 тысячи. Причем государство не будет волновать ни количество детей (на них есть свои пособия), ни число других иждивенцев. Выплачивают пособие не дольше полутора лет. Если гражданин не нашел за это время работу, это проблема гражданина, но не государства. (Кстати, из аналогов АСП в Германии можно считать лишь компенсационные выплаты за оплату коммунальных услуг и аренды жилья людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, от 30 евро.) В общем, все временно, и человек должен заботиться о себе сам. К этому же пришли и в Казахстане. Государственная помощь - временная и лишь для тех, кто хочет найти работу. Недаром с января адресная социальная помощь будет привязана именно к стремлению трудоустроиться: ежеквартально будут переназначать АСП, в случае же, если гражданин откажется работать, выплату для всей семьи прекратят. Собственно, это решение, как и в Германии, стало следствием того, что люди отказываются браться за работу, которая оплачивается ниже, чем размер получаемой адресной социальной помощи. “Мне крестьяне говорят, что из-за АСП они не могут никого найти на работу. У меня есть 150 голов крупного рогатого скота, я хочу нанять на работу доярок, платить по 80-100 тысяч, но они отказываются идти на эту работу, поскольку у них прекращается выплата АСП. Поэтому они не идут на работу”, - рассказал Министр труда и соцзащиты РК Биржан Нурымбетов. На это же жалуются и акимы, которые принимали многочисленных просительниц: женщины отказывались работать за 100 тысяч, заявляя, что у них и АСП больше, и работать не приходится.
Чтобы отказ в АСП не стал “автоматическим”, многие получатели госпомощи начали регистрироваться на биржах труда. Во-первых, там есть шанс получить новую профессию, которая востребована на рынке (а процесс обучения длится несколько месяцев, за время которых выплаты будут продолжаться), во-вторых - реально найти работу по полученной профессии. Рост, к сожалению, незначительный: за год (октябрь 2019-го к октябрю 2018 года) численность выросла на 23 тысячи (165,8 тысячи против 142,3 тысячи человек). Правда, в процентах это выглядит более угрожающе: рост 16,5 процента - один из самых высоких приростов безработицы среди стран ЕАЭС (нас опережает только Кыргызстан, где численность безработных выросла на 18 процентов). Однако сам факт того, что матпомощь от государства трансформировали в размерах, одновременно привязав к стремлению трудиться, - индикатор изменения госполитики в отношении поддержки людям, оказавшимся в сложной ситуации, и стимулирование “труда в законе”. Собственно, как и в Германии, где государство готово прийти на помощь только в том случае, если гражданин лишился работы по независящим от него обстоятельствам. И главное, если его работодатель был законопослушным и оплачивал взносы в социальные фонды. Вполне возможно, что и в Казахстане в скором времени придут к такой же “схеме”, чтобы и граждан, и работодателей приучить к официальным трудовым отношениям.
Нур-Султан |