|
Ольга Шишанова “Реальность” космической сферы Казахстана, возможности ее качественного развития, применение новейших аэрокосмических технологий и исторические перемены на Байконуре стали главными темами обсуждения на международном форуме “Дни космоса в Казахстане: Байконур - колыбель мировой космонавтики”, который в седьмой раз прошел в столице Казахстана
Форум, собравший на своей площадке более 650 экспертов космической отрасли из 25 стран мира, по большому счету, был нацелен на обсуждение вопросов, касающихся достижений и перспектив космической системы Казахстана. Причем в качестве одной из главных новостей космической отрасли Казахстана стало подписание акта о завершении строительства сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов. По словам Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскара Жумагалиева, этот комплекс должен вывести отечественную космическую сферу на качественно новый уровень. “Сегодня в Казахстане функционируют два телекоммуникационных спутника. Мы нацелены на дальнейшее развитие наших возможностей в этой сфере. Буквально вчера завершилось строительство сборочно-испытательного комплекса, а значит, в 2020 году мы планируем выйти на новый уровень и начать проектирование и производство собственных спутников. Это начало большого пути Казахстана как полноправного участника мирового космического сообщества”, - отметил Министр. Однако, по мнению специалистов, “вопросы эффективного космического сотрудничества”, которые неоднократно поднимали почти на всех площадках форума в ходе встреч экспертов мировой космической отрасли, практически бесперспективны без кооперации между космическими державами. По словам российского эксперта Эльвиры Ханко, перспективы, например, развития казахстанской космической отрасли более чем реальны, пока есть Байконур, пока есть действующий старт. Речь в этом случае идет об экологически безопасном космическом ракетном комплексе “Байтерек”, который по инициативе российской стороны переименовали в “Назарбаевский старт”. “Все это возможно только исключительно в кооперации. Нужно действовать совместно. Например, в существующей инфраструктуре в Украине - это Южмаш (КБ “Южное”) должны использоваться двигатели российского производства, которые до сих пор весьма ценимы, как вполне рабочие, действующие. И должен работать старт, это обязательное условие. Но только при кооперации трех стран - Казахстана, России и Украины, которые могут и должны отбросить в этой высокотехнологичной отрасли свои политические противоречия, возможны дальнейший рывок и прорыв. Потому что крупнейшие представители космической отрасли других стран давно осознали, что без партнерства им существовать невозможно. А значит, нужно объединяться, чтобы и дальше создавать высоко технологичные проекты”. В ответ на это глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин во время пресс-подхода во всеуслышание заявил журналистам, что “Россия готова возобновить сотрудничество с Украиной, и он лично был бы этому рад. “Вы прекрасно понимаете, что, с точки зрения людей, которые работают в таких серозных космических сферах, это, безусловно, сильное ностальгическое чувство - взаимодействовать снова”, - подчеркнул он. Наверное, иначе, в общем-то, и быть не может, потому что космическая отрасль - это очень нужный проект для всего человечества, и в нем есть сектора, работая над которыми, просто-таки жизненно необходимо уходить от политических противоречий, которые сегодня разделяют страны. Космос - это та сфера, где необходимы мирные соглашения на паритетной основе, на основе взаимовыгодного сотрудничества и, повторим, кооперации. “В одиночку работать и что-то пытаться производить в этом секторе экономики - это утопия”, - подчеркивают и эксперты.
Нур-Султан |