|
Алан Байтенов
Взять и запретить существование всех нарушающих порядок частных автобусных парков достаточно сложно. А вот выдавить с рынка можно. На прошлой неделе аким города Алматы Ахметжан Есимов высказался однозначно жестко в адрес неорганизованных по времени и потенциально опасных частных городских извозчиков, работающих на пассажирских линиях. Более того, он четко пригрозил: если не кончится бардак на дорогах, с теми, кто сейчас осуществляет перевозки, попросту покончат экономически, то есть лишат доходов
Основным оружием борьбы с произволом станет дорогостоящий проект создания коммунальных автобусных парков и установка валидаторов на все виды пассажирского транспорта. Но насколько эффективен такой подход?
Не так давно весь общественный транспорт, который еще остался в государственных руках, был переведен на новую систему оплаты. На каждой единице устанавливали специальные терминалы (валидаторы). Идея хороша, тем более что проездные по новой системе для пенсионеров и студентов должны выдаваться бесплатно, не говоря уже о прозрачности поступления средств в городской бюджет. Однако валидатор стал “красной тряпкой” для экипажей - как его только не старались вывести из строя: несознательные “убивали” их физически, сознательные попросту их игнорировали, работая по старинке со своим “терминалом” оплаты - с кондуктором. И статистика поступления в городской бюджет стала еще больше не устраивать, так как к расходам добавились затраты на обслуживание и ремонт валидаторов. Но власти упорно доказывали свою точку зрения. И вот, пожалуйста, теперь мы видим, что их будут устанавливать в обязательном порядке на все виды городского транспорта.
Что же касается создания с чистого листа коммунальных автобусных парков, то нам кажется, что власти пытаются чесать правое ухо левой рукой. Безусловно, необходимо создать такие парки, только финансирование из бюджета (подъем заработной платы водителям, более полное обслуживание техники, разработка стандартов обслуживания и создание контролирующего качество перевозок органа) позволит навести порядок в этой области. Однако смету столь дорогостоящего проекта можно было бы и пересмотреть, особенно в условиях кризиса. Например, обойтись территориями, некогда принадлежащими государству. Многие автобусные парки с готовыми площадями сейчас находятся в частном владении - это следствие бесконтрольной приватизации. Однако, так как закон обратной силы не имеет, часть этих парков можно попытаться вернуть обратно, выкупив их. Все обойдется дешевле, чем что-то создавать с нуля. А все оставшиеся силы пустить на списание старой техники и закуп более качественной новой. Уверены, власти города держат в уме такой вариант, аким города обращал внимание на возвращение парков в государственную собственность. Например, в сентябре прошлого года аким упоминал, что ведутся переговоры с новым руководством одного из них. Очевидно безрезультатно, и акимату ничего не остается, как пугать созданием альтернативы. “Я предупреждаю еще раз, что коммунальный автобусный парк, как бы это затратно не было в это время, мы начнем создавать. Но какой он будет - будет зависеть от того, как будут работать частные извозчики”, - так выразил свою точку зрения аким.
Интересно также и то, что создание коммунального автобусного парка переходит в разряд пугала. Вспомните, всего несколько месяцев назад о создании коммунальных парков говорилось как о необходимой мере. Теперь же все, оказывается, зависит от качества работы частников.
С другой же стороны, возможно, поразмыслив, городские власти поняли, что строительство нового в долгосрочной перспективе все же выгоднее возвращения старого. На одном процессе строительства сколько заработать можно... Здесь примером можно привести метро, сроки сдачи которого все время отодвигаются - жить в процессе освоения бюджета всегда выгоднее. И обычный закуп новой техники для тех же коммунальных автобусных парков уже не устраивает - стройку подавай.
...А ведь коммунальный парк можно создать и на существующей базе - внедрить новый механизм работы такого парка и всех подравнять под новые высокие стандарты обслуживания. И денег уйдет меньше, и заодно можно будет посмотреть, насколько оправданно такое мероприятие экономически. Попутно и отшлифовать на менее масштабной модели единую систему пассажирских перевозок. Иначе как получится - опять многомиллионный бюджет уйдет, допустим даже, куда надо, а вот эффекта не будет. И вот тогда чиновники сделают привычное движение - разведут руками - и будут искать виновных, а ими опять окажутся неорганизованность и разгильдяйство. |