ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Деньги как индикатор общественного мнения События

Мадина Меирманова
В Кабмине сформировали план реализации президентских указов. Министры во главе с премьером дружно пообещали друг другу трудиться над улучшением качества жизни, увеличением доходов населения, созданием новых рабочих мест и привлечением “новой волны инвестиций”. Однако в этой линейке традиционных планов прозвучало одно весьма интересное обещание, которое может стать важным шагом привлечения общественности к госуправлению

Чтобы выполнить все планы по улучшению жизни населения, стране нужны деньги. Много денег. Поэтому одной из ключевых задач, стоящих перед правительством и квазигосударственным сектором, является привлечение инвестиций. Премьер-министр сообщил, что отныне каждому госоргану, холдингу и акимату будут установлены “ключевые показатели эффективности”. То есть, видимо, спустят план: сколько инвестиций нужно привлечь в свою сферу/город/регион.
Причем речь идет не только об иностранных инвестициях (хоти они и являются ключевым показателем), но и о местных бизнесменах. В последние годы они начали активно вкладывать в развитие отечественной экономики как собственные, так и заемные средства (благо государство дает всяческие льготы по кредитованию реального сектора). Все это вкупе должно привести как к созданию новых производств (а значит, и новых рабочих мест), так и к расширению линейки выпускаемой продукции, часть из которой при хорошем сценарии может уйти на экспорт и приносить дополнительный доход в бюджет. Недаром на протяжении многих лет власти говорят о важности дальнейшей “диверсификации производства в приоритетных отраслях экономики, внедрения передовых технологий, углубления переработки и увеличения экспорта”. Последнее, кстати, вывели в одно из ключевых направлений работы правительства, создав целое Министерство торговли, которое должно не только разрабатывать правила “внутренней игры”, но и взять в единые руки все бразды правления по экспортным направлениям.

 

 

Но вот что интересно: делая акцент на привлечении денег, правительство пообещало народу делегировать ему право распределять полученные доходы.
На текущем этапе участие населения в формировании расходов бюджета ограничивается больше наблюдательной функцией: проекты республиканского бюджета публикуют на сайте Минфина, бюджетов регионов - на сайтах местных акиматов (причем акиматы в большинстве своем предпочитают озвучивать лишь общие показатели, не вдаваясь в подробности распределения денег, дабы “не волновать электорат”). В собственно цифры и планы вникают лишь экспертные сообщества, которых привлекают к деятельности рабочих групп в парламенте, и лоббисты разных ассоциаций, работающих на всех этапах формирования бюджета: от заявки до его обсуждения в мажилисе и сенате. Основная масса населения может лишь высказывать свои пожелания направить энное количество денег на реализацию того или иного проекта в своем регионе, озвучивая их депутатам маслахитов или парламентариям.
Теперь же решили попробовать другой сценарий.
“Для привлечения населения к формированию бюджетов будет введен в пилотном режиме проект “бюджет народного участия”, - заявил премьер-министр страны Аскар Мамин. Собственно, “пилот” уже опробован у нас в стране - в одном из районов столицы.
Выглядит это так. Акимат района “Сарыарка” выделил 500 миллионов тенге (правда, в положении о проекте “бюджет участия” на 2019 год озвучена сумма всего 100 миллионов) и предложил жителям самим решить, на что тратить деньги. Несколько месяцев на своем сайте районный акимат принимал заявки-предложения. Всего набралось 22, из которых отобрали 14. Отбор проходил в два этапа: голосованием на сайте и экспертным советом, куда помимо чиновников также входят активные жители района. Горожане предлагали потратить деньги на благоустройство дворов, строительство пешеходных переходов, дворовых спортивных и детских площадок, ремонт фасадов здания.
До конца года деньги должны быть освоены, все проекты реализованы.
Предполагается, что власти сделают выводы и внедрят подобный способ “самоуправления” в Алматы. И уже потом “по итогам проведенной работы” будут “внесены предложения по внедрению на местном уровне “бюджетов народного участия”. Об этом заявил недавно министр финансов Алихан Смаилов. По словам чиновника, такой “бюджет участия” дает возможность каждому жителю участвовать в распределении средств местного бюджета и повысить в целом открытость бюджетного процесса.
О том, что “народный бюджет” - мизерный на фоне общего объема расходной части и что основная масса “ненародного” так и останется в информационной тени, министр не упомянул. Впрочем, даже такой шаг - уже огромный скачок для наших властей. Хотя бы потому, что выделенные деньги население не только распределяет, но и контролирует.
К слову, если в Нур-Султане “пилот” опробовали в одном районе, то Алматы замахнулся сразу на весь город. Еще в апреле прежний аким южной столицы заявил, что в 2020 году из городского бюджета на каждый из восьми районов города будет выделено по 500 миллионов тенге (всего - четыре миллиарда), целевое расходование которых определят сами алматинцы путем открытого обсуждения внесенных жителями проектов и предложений и голосованием за них. Это, как и в столице, должно повысить уровень доверия населения к властям и стимулировать солидарную ответственность исполнительных органов и жителей за развитие своего района и города в целом.
“Бюджет участия”, или партисипативный бюджет, как его называют во всем мире, имеет две крупные формы. Первая, которую внедряют у нас, предполагает ограниченное участие граждан в распределении денег: ограниченный бюджет (размер которого определяют в одностороннем порядке власти), узкий круг возможных решаемых вопросов, улучшающих уровень комфортности проживания в городе. Вторая форма - более глубокое участие общественности и в бюджетном процессе, и, как правило, в определении приоритетов развития города в целом. То есть определение, на что в текущий момент нужно потратить больше денег: на сеть водоснабжения, новую дорогу, детский сад и т.п.
Вторая форма была основной для первого в истории бюджета участия в бразильском городе Порту-Алегри в 1989 году. Тогда городские власти, пытаясь преодолеть экономический кризис, подключили местное население к бюджетным вопросам. Горожане принимали участие в обсуждении и принятии решений по распределению примерно 15 процентов бюджета (инвестиции и связанная с ними деятельность). Совет по партисипативному бюджетированию также участвовал в обсуждении и оказывал влияние на принятие бюджета города в целом (капиталовложения, налоги, долги, заработная плата муниципальных служащих). Столь “глубокое погружение” привело к тому, что население с готовностью признавало необходимость финансовых ограничений и даже озвучивали предложения со стороны жителей об увеличении налогообложения (введении прогрессивного налога). Результатом такого партисипативного бюджетирования стало восстановление инвестиционного потенциала Порту-Алегри, улучшение условий жизни беднейшей части населения (улучшение инфраструктуры, транспорта, здравоохранения, образования и жилищных условий).
Позднее ООН признала опыт Порту-Алегри в качестве примера “положительной практики”, а Всемирный банк включил партисипативный бюджет в предлагаемый им набор инструментов. Обе организации пришли к выводу, что все средства были использованы надлежащим образом в интересах жителей. Позднее эта практика стала применяться (в той или иной форме) во многих крупных городах мира, включая оба американских континента, Европу и Азию.
Вполне возможно, что наша практика “постепенного внедрения самоуправления” в будущем тоже приведет к более активному участию населения в бюджетных процессах. Пока же власти наблюдают за опытом района столицы и готовятся к пилоту в Алматы.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение