|
Пока еще - не печатного
Юлиана Жихорь
На этой неделе правительство, Нацбанк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций озвучили Заявление о планах работы на 2009 год. К плану антикризисных действий наконец прибавились конкретные индикаторы. Прогноз не радужный, но и не плачевный
Среди целевых индикаторов, прописанных в заявлении, отдельным пунктом вынесен показатель безработицы. К концу года число безработных в Казахстане не должно превышать 8 процентов от занятого населения.
Надо отметить, что в последние годы данный показатель хоть и фигурировал в статистических данных, но был настолько малозаметен, что даже народные избранники, рассматривая проекты бюджетов, не обращали на него внимание. Лишь глобальный кризис заставил правительство задуматься над этим показателем.
Начиная с осени 2007 года проблема роста безработицы “захлестнула” Казахстан. Ипотечный кризис, сложности с ликвидностью у БВУ, отсутствие работы у строителей повлекли за собой рост преступности и социального напряжения. Осенью прошлого года правительство, опомнившись, в срочном порядке ринулось заключать меморандумы о взаимном сотрудничестве по вопросам стабилизации производственных процессов и социальной защиты работников с крупнейшими предприятиями горно-металлургического комплекса страны. В документах правительство шло на ряд уступок предприятиям, а те, в свою очередь, обязывались не увольнять сотрудников, переводя их на другие виды работ.
Тогда же в стране вспомнили о системе “социальных рабочих мест”. Карим Масимов призвал акимов регионов создавать их в массовом порядке. Лишь бы население было при деле и хоть при незначительном заработке.
Уровень безработицы начиная с 2000 года снижался с 12,8 процента до 6,4 на конец прошлого года. При этом численность безработных снизилась с 906 тысяч до 559 тысяч. (Напомню, что официально безработными считаются граждане, вставшие на учет на биржах труда.)
Безусловно, рост безработицы на 1,5 процента существенен. Впрочем, с чем сравнивать. В России ситуация аналогична казахстанской: уровень безработицы в 2009 году прогнозируется на уровне 7,6 процента против 6,3 процента в 2008 году. А вот в Кыргызстане число безработных составляет 11 процентов от экономически активного населения.
Киев же и вовсе “бьет рекорды”. Общее число безработных на Украине приближается к миллиону, а по прогнозам, уже в апреле текущего года этот показатель может превысить полтора миллиона человек. Правда, официально Киев прогнозирует безработицу на уровне 9 процентов.
Впрочем, как безработных, так и работающих граждан волнует один немаловажный вопрос: что будет с тенге? Данная тема стала, наверное, самой популярной сегодня. На открытых заседаниях Кабмина она пока не обсуждается, но зато бурно дискутируется членами правительства в кулуарах “Укимет уйи”. По словам бывшего главы Национального банка Анвара Сайденова, для резкого снижения стоимости национальной валюты предпосылок нет. И ее возможная девальвация если и произойдет, то в достаточно гладком режиме. При этом он отметил, что дорогой тенге негативно влияет на конкурентоспособность отечественных товаров.
|
Тенге ждет плавная 10-процентная девальвация |
Накануне заседания правительства глава Минэкономики Бахыт Султанов также сообщил, что тенге ждет девальвация: “Мы считаем, что предел - это 10-процентная плавная, в течение длительного срока, девальвация”. При этом министр уточнил, что длительный срок - год-полтора. “Необходимо будет обеспечить баланс между устойчивостью финансовой системы, поскольку резкая девальвация усугубит проблемы банков по выполнению внешних обязательств. С другой стороны, предприятия при резкой девальвации в соседних странах будут получать снижение конкурентоспособности своей продукции”, - отметил он.
Международный валютный фонд, чья миссия побывала в Казахстане на прошлой неделе, в целом положительно оценивает антикризисную программу правительства. Заявляя даже, что впервые прогнозы казахстанских властей на развитие экономики совпали с прогнозными данными МВФ.
Однако в фонде считают, что перед Национальным банком республики “в отношении обменного курса нацвалюты стоит сложная дилемма”. И хотя заявляют, что “на данном этапе политика, продолжающая поддерживать стабильность тенге в широком плане, является обоснованной и целесообразной (в последние месяцы интервенции на валютном рынке относительно невелики, а уровень валютных резервов по-прежнему высок”). Тем не менее осторожно высказываются по поводу давления на тенге извне, заявляя, что необходимо постоянно проводить оценку такой политики, принимая во внимание развитие экономической ситуации в странах - ключевых торговых партнерах республики, состояние внутренней финансовой системы Казахстана и объем валютных резервов.
Что же касается благосостояния населения, то, видимо, среднестатистические доходы на душу населения в нынешнем году также значительно снизятся. Впервые в этом веке. Однако тенденция снижения роста доходов началась уже в прошлом году.
Так, начиная с 2000 года среднедушевой реальный доход населения рос в среднем на 10 процентов в год до конца 2007 года. В 2000 году среднемесячная плата равнялась 14,3 тысячи тенге, в конце 2007 - более 53,2 тысячи.
Астана
Громко сказано
Вопрос известному казахстанскому банкиру Михаилу Ломтадзе:
- Сейчас многих интересует вопрос, как выходить из кризиса. Предлагается такая идея: включить печатный станок и закачать экономику деньгами, таким образом дав импульсы для оздоровления экономики...
- Долг казахстанской банковской системы составляет около 40 миллиардов, из них каждые 12 месяцев нужно выплачивать по 10 миллиардов долларов. Но за счет концентрации их в банковской системе задача упрощается. Грубо говоря, проблема - в первой десятке банков, с которыми нужно работать. В той же России, например, все намного сложнее, поскольку у них внешний долг распылен среди банков и корпоративного бизнеса, то есть между сотнями и тысячами предприятий, которые так же, как и банки, заимствовали напрямую за рубежом.
Именно поэтому в Казахстане правительство концентрирует столько внимания на банковском секторе.
А вот механизмы решения - печатать деньги или нет - прерогатива государства, которое оценивает темпы инфляции, позиции своей валюты, то есть смотрит на экономику в целом. Вы знаете, что включение печатного станка чревато инфляцией. Может быть, в краткосрочной перспективе она будет болезненной, но в среднесрочной - хорошо отразится на самочувствии экономики. Затратная часть предприятий начнет уменьшаться, сырье и продукты начнут дешеветь и в результате экономика получает плюс. Но каким образом построить последовательность этих действий - прерогатива Министерства финансов, Нацбанка и правительства.
Анна Шелепова |