|
Ольга Шишанова Казахстан всегда славился не только своим гостеприимством, но и необычными сувенирами, сделанными из дериватов - то есть с применением шкур, рогов и копыт диких животных. Однако, по наблюдениям сотрудников ПРООН, отвечающих за сохранение биоразнообразия, в последние несколько лет такие сувениры стали вызывать шок и неприятие у зарубежных туристов, особенно прибывших из стран ЕС
По экспертным данным проекта ПРООН “Сохранение глобально значимого биоразнообразия”, использование шкур, рогов, копыт и прочих частей убитых животных - так называемых дериватов, которые широко применяются для изготовления сувенирной продукции не только в Казахстане, но и в странах Центральной Азии (правда, в меньшей степени), не вызывает одобрения у иностранных туристов. Эксперты утверждают, что к такому выводу они пришли после того, как сотрудники программы провели исследование и выяснили, что иностранные гости очень редко совершают покупки подобного рода. Напомним, что работу по изучению ситуации вокруг шкур, рогов и всяческих других товаров, взятых у объектов животного мира, которые используются в различных целях, в том числе для изготовления сувенирной продукции и в медицине, начали эксперты в прошлом году. Предполагалось, что сувенирная продукция - это больше для туристов, что они покупают ее в подарок кому-то. Однако результаты исследования всех удивили. Выяснилось, что в основном эти товары потребляются на местном рынке и местными же жителями, тогда как большинству туристов они не интересны. Причем давно. Наоборот, зарубежные гости, особенно те, кто не понаслышке знает о существовании Красной книги, бывают шокированы, видя камчу из рога, рога архара или лапы орла в сувенирных лавках на рынках. То есть продукцию, изготовленную на основе дериватов краснокнижников. И большинство зарубежных гостей считают такое использование краснокнижных животных недопустимым, будучи обеспокоенными вопросами сохранения их видов.
Между тем в законодательстве республики существует статья 339 УК РК “Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами”, согласно которой нарушителям можно вменить наказание в виде трех тысяч МРП (1 МРП = 2525 тенге) и лишения свободы до трех лет. Но только в том случае, если докажут причастность к уголовному правонарушению. Чего сегодня не наблюдается - эксперты ПРООН утверждают, что “эффективных способов контроля над тем, откуда поступает сырье для сувениров и насколько оно законно добыто, нет”. Например, многие продавцы сувенирной продукции с использованием дериватов таких животных, даже краснокнижных, прикрываются тем, что “все это мы нашли на охоте”, или у них есть поставщики, которые законно работают. Но на самом деле никто не знает, в каких рамках закона и кто конкретно работает, какие законы и кто нарушает, и главное - правильно ли ведут эту охоту?”. Таким образом, доказать что-либо, особенно постфактум, как правило, невозможно - ввиду отсутствия улик и состава преступления. И, к слову, пока верстался номер, стало известно об очередной гибели 50 экземпляров сайги - со следами дроби и отпиленными рогами, якобы применяющимися в восточной медицине. Убийство животных, на отстрел которых объявили мораторий до 2020 года, произошло в том же Нуринском районе на территории Кургальджинского заповедника, где в середине января погиб егерь, защищая сайгу от браконьеров... Комментарии, кажется, излишни.
Астана |