|
Константин Маскаев Вчера около 15.00 по времени Астаны настоятель храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в городе Байконуре отец Сергий (Бычков) провел таинство освящения ракеты-носителя “Союз-ФГ” на стартовом комплексе космодрома Байконур. С 1998 года это действо священник проводит накануне очередного старта. В частности, в этот раз готовили к запуску пилотируемый корабль “Союз МС-12” с новым экипажем МКС, сообщило NASA. Старт, запланированный на 22.14 по московскому времени 14 марта, должен был состояться минувшей ночью, в 0.14 по времени местному. В это время сегодняшний выпуск нашей газеты, который вы держите в руках, был уже в типографии. Поэтому мы просто выразили надежду, что в этот раз старт прошел без сбоев и спустя шесть часов полета новый экипаж благополучно добрался до Международной космической станции
Поясним опасения. Дело в том, что за сутки до запланированного запуска, то есть в среду, на ракете-носителе “Союз-ФГ” провели обязательные комплексные испытания. Ракету устанавливают на стартовый стол и проводят имитацию ее полета вплоть до отделения космического корабля. Испытания пришлось провести дважды, потому что после первого раза обнаружили ошибки в работе отдельных систем. Неполадка была связана с прибором системы управления ракеты-носителя “Союз-ФГ” украинского производства. Прибор, изготовленный на предприятии ГНПП “Коммунар”, и весь тракт до него заменили. Повторные испытания завершились успешно. При этом время старта “Союза-ФГ” решили не сдвигать. Два момента, которые образовали примечательную связку. Приборы харьковского ГНПП “Коммунар “стояли и на ракете “Союз-ФГ”, с которой произошла авария при запуске корабля “Союз МС-10” 11 октября 2018 года, из-за чего россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг не смогли попасть на МКС. В этот раз в экипаж “Союза МС-12” вновь вошли Алексей Овчинин и Ник Хейг. Третье кресло в корабле заняла американка Кристина Кук. Что касается приборов, которые показали ошибки, то после неудачного запуска “Союза МС-10” на “Коммунаре” подтвердили, что работают в рамках международной космической программы, в которой участвуют Европейское космическое агентство, NASA и Россия. Но уже не изготавливают системы управления для ракет “Союз-ФГ”. То, что имеется в распоряжении Роскосмоса, - это ранее изготовленный задел. Стало известно, что в России изготовили последнюю ракету-носитель “Союз” с системой управления украинского производства. На оставшихся ракетах “Союз-ФГ” планируют провести еще два пилотируемых запуска кораблей: “Союз МС-13” (6 июля) и “Союз МС-15” (25 сентября). После прекращения эксплуатации “Союза-ФГ” его место займет ракета-носитель “Союз-2”, на которую устанавливают систему управления уже российского производства. 13 марта в испытательном учебно-тренировочном комплексе Центра подготовки космонавтов в городе Байконуре состоялась традиционная пресс-конференция основного и дублирующего экипажей транспортного пилотируемого корабля (ТПК) “Союз МС-12”. Космонавты и астронавты ответили на вопросы журналистов и рассказали о планах предстоящей экспедиции на Международную космическую станцию, о выходе в открытый космос, запланированном на май, и новых экспериментах на борту станции. Старт очередной космической экспедиции и сообщения о предполетной замене приборов едва не заслонили другую важную новость о планах Роскосмоса. Российское космическое агентство опубликовало видеообзор НПО “Энергомаш” о новом ракетном двигателе РД-171МВ, который представило как “самый мощный в мире”. 27 декабря 2018 года на сайте предприятия сообщили, что изготовили динамический макет РД-171МВ. Сейчас его готовят к огневым испытаниям. Но уже есть полный пакет конструкторской документации. Причем впервые она представлена не в бумажных чертежах, а в электронных 3D-моделях, которые в свою очередь позволяют увидеть разработку в объемных и динамических формах. Но не в картинке главное преимущество. Электронно-цифровая документация - это и управляющая программа для технологических процессов. Она обеспечит данными и современные многокоординатные станки с числовым программным управлением, что позволит существенно сократить сроки разработки двигателя, оптимизировать процесс его изготовления и, как следствие, уменьшить общий объем издержек. Расчетная мощность, которую конструкторы намерены снять с двигателя, должна составить 246 тысяч лошадиных сил. А тяга при массе 10 тонн превысит 800 тонн. Новый двигатель предназначен для использования на первой ступени носителя среднего класса “Союз-5” (“Иртыш”), первый пуск которого пока намечен на 2022 год. В свою очередь, первая ступень “Союза-5” станет боковым блоком для ракеты сверхтяжелого класса “Енисей”. Пока НПО “Энергомаш” идет строго в графике. Ранее семейство РД170 разрабатывали в подмосковном НПО для первой ступени ракеты-носителя “Энергия” и запустили “Буран”. Двигатель модернизировали до версии “171” и использовали в ракетах-носителях “Зенит” для стартов с космодрома и морской платформы. В 2017 году НПО “Энергомаш” приступило к созданию двигателя РД-171МВ для первой ступени новых ракет-носителей среднего и сверхтяжелого классов. Генеральный директор РКК “Энергия” Владимир Солнцев заявил тогда, что для модернизации РД-171 потребуется снизить вес оригинального двигателя, заменить приводы на более современные (в целях снижения цены и повышения реактивности), а также, вероятно, поменять пневмо-гидравлическую систему и датчики аппаратуры. На доработку оригинального двигателя отвели около трех лет. В июле 2017 года генеральный директор НПО “Энергомаш” Игорь Арбузов заявил, что первый двигатель РД-171МВ, который будут использовать качестве двигателя первой ступени на ракете “Союз-5”, поставят заказчику (Роскосмосу) в 2021 году, а его летные испытания должны начаться в 2022 году. Тогда же в НПО занялись реконструкцией предприятия - под начало серийного производства новых двигателей. Арбузов сообщил, что предприятие вложит почти 7 миллиардов рублей до конца 2019 года в подготовку производства двигателей РД-171МВ. К слову, на основе базового РД-170 в середине 1990-х годов разработали РД-180. Позже их устанавливали на первых ступенях американских ракет-носителей Atlas. Тяга РД180 примерно вдвое меньше, чем у создаваемого РД-171МВ. Ранее стало известно, что Соединенные Штаты намерены покупать двигатель РД-180 для ракеты-носителя Atlas-5 по меньшей мере до 2023-2024 годов. В своем комментарии глава Space X Илом Маск в ответ на статью портала Arstechnica.com, в которой авторы сравнили его корабль Dragon 2 с “Союзом”, назвал российский двигатель “наилучшим из имеющихся сейчас”. В феврале 2018 года Игорь Арбузов назвал сроки: в марте 2021 года поставят первый летный комплект, в сентябре 2021-го - второй летный комплект двигателей для носителей “Союз-5”. Полностью отработанный двигатель для использования в пилотируемой версии ракеты-носителя “Союз-5” планируют сдать в 2023 году. |