|
Мадина Меирманова Евразийский экономический союз, запущенный в кризисный период, должен был стать стимулом для экономик стран-участниц. Но пока он, скорее, способствует взаимному проникновению сильных экономик в экономики слабые. Впрочем, последние в этой тяжелой конкурентной борьбе учатся противостоять “внешнему нашествию” и бороться за соседские рынки. Ну или писать, что борются
Евразийская экономическая комиссия - главный союзный орган, определяющий правила игры на просторах ЕАЭС, констатирует замедление роста взаимной торговли. Отмечая, впрочем, что отдельные товарные потоки между странами все же увеличиваются. Причем, если верить статистике, наша страна существенно отстает от соседей по объемам торговли. Например, лидером по взаимной внешней торговле в союзе является Россия, наторговавшая в прошлом году с соседями на 38,7 миллиарда долларов. На втором месте - Беларусь с 13,9 миллиарда. Мы занимаем почетное третье место в списке с 5,9 миллиарда (для сравнения: Кыргызстан и Армения наторговали с ЕАЭС на 568 и 688 миллионов соответственно). Однако если почти вся сумма Беларуси приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, то у нас почти треть - на продукцию горнодобывающей промышленности. То есть мы вывозим сырье. Причем, что интересно, мы экспортируем в Россию не нефть и металлы (там этого добра тоже хватает), а шлак, золу и другие остатки, содержащие металлы. Вроде как сырье, но по нашему “остаточное”. Вообще, статистика - штука интересная. Судя по данным ЕАЭС, например, можно узнать, что мы в прошлом году в 7,2 раза подняли экспорт в Беларусь чулочно-носочных изделий, Минск же, напротив, снизил поставки своих чулок-носков к нам аж на 20 процентов. Но это в процентах. В реальном выражении это выглядит так: мы им - 52 501 пару, они нам - 415 782 пары. Но самое интересное происходит с этими носками во взаимной торговле с Россией: от северных соседей нам поступило почти два миллиона пар, мы им отослали 2,8 миллиона. (А еще говорят, что у нас легкая промышленность не развита. Вон как носками торгуем.)
Вообще, если посмотреть структуру взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС, обнаруживаем, например, что наша страна экспортировала в прошлом году даже трикотажное нижнее белье. Помнится, недавно министр индустрии и новых технологий Роман Скляр говорил, что у нас такое производить невозможно по причине отсутствия качественного хлопка. Ан нет, производим. Да еще и на экспорт. Такой же взаимный обмен у нас происходит и в сельском хозяйстве. Мы вывозим в Россию (она главный покупатель всех наших товаров), Армению и Кыргызстан КРС в живом весе и в виде охлажденной и замороженной говядины (в прошлом году мы продали свежей и охлажденной говядины почти восемь миллионов тонн, что в 3,9 раза больше, чем в 2017 году, а замороженной - 3,6 миллиона тонн, что почти в 9,3 раза больше). А вот со свининой у нас нелады - мы ее в страну завозим. Причем как в живом виде, так и в виде готовых окороков. Да что там свинина, мы даже баранину импортируем. Из России. Но самая интересная ситуация у нас с морепродуктами. Оказывается, наша страна в прошлом году экспортировала в Кыргызстан целых две тонны моллюсков (ценой в 9,2 тысячи долларов). Видимо, это те моллюски, которых мы предварительно привезли к себе из России (в прошлом году их завезли и съели на 1,3 миллиона долларов). Но сам факт - Казахстан и моллюски. Это примерно как Беларусь и креветки. Но зато из статданных Евразийской экономической комиссии можно узнать, что Россия нам экспортирует манго, авокадо, ананасы и финики с папайей. Которые мы, в свою очередь и под своим “брендом”, потом экспортируем в Кыргызстан. А вот Россия поступает мудро: скупает у нас семена подсолнечника (в прошлом году она увеличила закуп в 23,3 раза, заплатив за 1,8 тысячи тонн около трех миллионов долларов), а потом продала нам подсолнечное масло - на 76,3 миллиона “баксов”. Помнится, в Астане очень гордились тем, что начали производство отечественных локомотивов. Поезда казахстанской сборки уже бороздят просторы страны. Более того, статистика показывает, что мы локомотивы эти уже экспортируем. В прошлом году продали в Россию аж три штуки. Купив у той же России таких же локомотивов 593 штуки (не считая еще 20 электрических). В общем, судя по табличке экспорта товаров из Казахстана, наша экономика идет на подъем. А вот судя по табличке с импортом мы тихо пытаемся выжить. Или с белорусской хитростью продаем заокеанских моллюсков под казахстанским брендом.
Астана |