|
Ольга Шишанова Международный фонд спасения Арала собирается разработать и внедрить концепцию четвертой по счету программы действий оказания помощи странам бассейна Аральского моря. Куда Казахстан предлагает внести со своей стороны 13 предложений, пока еще никак не озвученных, но находящихся в проекте
Об этом шла речь в ходе круглого стола в мажилисе парламента РК, посвященного законодательному урегулированию экономических, экологических и социальных вопросов Приаралья. Поскольку известно, что трагедия Арала носит глобальный характер, негативно отражаясь на здоровье людей, природе и экономике не только Центрально-Азиатского региона, но и далеко за его пределами. Это нехватка и снижение качества водных ресурсов, и деградация земель, и рост заболеваемости населения, и вообще сложнейший комплекс связанных с этим социально-экономических последствий, которые можно решить только объединенными усилиями стран Центральной Азии.
Потому-то основным международным документом, регулирующим водные отношения в бассейне Аральского моря, стало пятистороннее соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления, использования и охраны межгосударственных водных источников, подписанное в далеком 1992 году. На тот момент, после развала СССР, это был первый шаг к налаживанию водного сотрудничества в регионе. Через год, в 1993 году, страны Центральной Азии в целях совместного решения экологических проблем Приаралья создали уже Международный фонд спасения Арала. Который, с одной стороны, способствовал развитию и укреплению межгосударственных отношений в регионе, бесконфликтному и цивилизованному решению сложных водохозяйственных проблем. С другой, по большому счету, под его эгидой мало что сделали конкретно, даже помощь, которую привлекали со стороны международного сообщества и международных финансовых институтов Аральскому региону, зачастую шла не на те нужды, что предназначались. Вот разве что с 1994 по 2015 год создали три программы, призванные поддержать восстановление бассейна Аральского моря, стабилизировать состояние окружающей среды экосистемы, восстановить нарушенную экологию Приаралья и усовершенствовать методы управления водными и земельными ресурсами бассейна. Однако, как видно на сегодняшний день, и эти задачи не решили до конца. Например, только в Казахстане за все это время произошло слишком много пертурбаций в водном секторе республики, слишком отвлеченными стали роли департаментов, отвечающих за водные ресурсы страны (вкупе с другими ведомствами). Что привело, по меньшей мере, к неясности в таком серьезном вопросе, как ответственность за водные артерии хотя бы на территории Казахстана, не говоря уже обо всем Приаралье. В 2016 году председательство в фонде перешло к Туркменистану, который начал с того, что предложил комплексно использовать водные ресурсы, совместно отвечать за экологию, социально-экономические вопросы и совершенствование институционально-правовых механизмов деятельности МФСА. То есть, по сути, не привнеся ничего нового. Тогда Казахстан снова внес несколько предложений. Во-первых, предложил проработать вопросы наполнения фонда за счет выплаты долевых взносов стран-участниц (не слишком надеясь на донорство стран дальнего зарубежья), во-вторых, создать межгосударственный водно-энергетический консорциум Центральной Азии. Поскольку гидроэнергетика по-прежнему являлась одной из составных частей использования водных ресурсов трансграничных рек. И, в-третьих, в рамках исполнительного комитета МФСА было необходимо создать региональную рабочую группу. Но все это с тех пор пока на стадии проработки, тогда как на некоторые проблемы, не терпящие отлагательств, пожалуй, стоило бы обратить внимание уже сегодня. Дело в том, что в Аральском регионе сохранилось восемь перерабатывающих предприятий, занимающихся промысловым уловом. Однако производственные базы, как, например, база Камышлыбашского рыбопитомника, снабжающего рыбопосадочным материалом практически всех местных предпринимателей, занятых выращиванием товарной рыбы, и не видевшая ремонта с момента постройки в 1947 году, нуждаются в срочной модернизации. Иначе все благие намерения, несмотря на ежегодно выделяемое финансирование в размере 216 миллионов тенге, невзирая ни какие программы и концепции, так и останутся пустыми проектами на бумаге. А возрождение Арала - пустыми разговорами.
Астана |